ГОБЕЛЕНЫ Леонида Суртаева

ГОБЕЛЕНЫ Леонида Суртаева

«Маленькая уютная мастерская по улице Николая Островского, где нам посчастливилось побывать, удивила очень интересными картинами: пейзажами, натюрмортами и какими-то трепетными изображениями лика святых и свечей. На столе много клубочков с разноцветными нитями. Рядом ткацкий станок, сделанный руками художника Леонида Суртаева, и много чудесных картин. Удивительно то, что художники пишут картины, а Леонид Николаевич ткет, и это очень интересно наблюдать. Какое, оказывается, это трудоемкое, кропотливое творчество! Ведь надо сначала нарисовать узор, а потом выткать его на полотне. И сколько разных оттенков!».
Это отрывок из конкурсной работы «Моя малая родина» старшеклассницы школы №8 Евгении Григорьевой, которое находится в архиве школы, об одном из самых интересных и необычных людей, чья творческая жизнь связана с нашим городом и с его крупнейшим градообразующим предприятием прошлых лет — ткацкой фабрикой.
Создатель красивейших гобеленов родился в с. Верх-Карагуж, учился в Горно-Алтайской школе №8. Семья была простой и небогатой: жили на окраине города, дети бегали босиком, ходили в лес, купались в речке и впитывали красоту родных мест.
А потом эти впечатления детства ожили на полотнах гобеленов Леонида Суртаева в переплетениях цветов и нитей. Окончил художественную школу, учился в школе прикладного искусства в г. Вижице на Украине, где получил редкую специальность художника — мастера по ткачеству.
С 1966 года Леонид Николаевич работает на ткацкой фабрике в Горно-Алтайске — создает образцы рисунков для тканей, ковров, покрывал, скатертей и мебельно-декоративной ткани. В 1983 году переезжает в Усть-Каменогорск, куда его пригласили на должность художника по тканям на шелковом комбинате. Необычные изделия с успехом демонстрируются на выставках в Алма-Ате и Усть-Каменогорске. Забегая вперед, отметим, что впоследствии его гобелены неоднократно побывали на выставках декоративно-прикладного искусства в Москве, Леинграде, Новосибирске и отмечались наградами. Мастера знали далеко за пределами наших мест.
Но зов родины оказался непреодолимым: Леонид Суртаев возвращается в Горно-Алтайск и снова идет на ткацкую фабрику. Всего же этому предприятию он отдал более 30 лет активной творческой жизни.
В 2001 году его принимают в члены Союза художников России, а в 2002 году он становится первым преподавателем на отделении искусства гобелена в Горно-Алтайской детской художественной школе.
Надо сказать, что в нашем городе, богатом творческими людьми, в этом направлении работал только он один.
И не только в городе: это был единственный в своем роде художник по гобеленам во всей Сибири, где это искусство не является традиционным.
Вообще у искусства гобелена как такового солидный возраст — более 300 лет. Сначала это была королевская мануфактура, учрежденная в Париже в квартале Гобеленов (по фамилии красильщиков), работавшая там с XV века. Потом гобелен приобретает современное значение: это уже не просто мануфактура, а декоративная ткань высокохудожественной ценности или выработанная ручным способом тканая картина, замысловатые узоры… Но начало этого искусства лежит именно в ремесле. При создании «тканых картин» используются самые прочные и долговечные материалы: шерсть, лен, капрон. Гобелены, выполненные из них, не выцветают и не теряют своих свойств многие десятилетия. Традиционно ручное ткачество является чисто мужским делом.
Неоднократно работы Леонида Суртаева демонстрировались на выставках в музее имени Анохина, и многие горожане помнят эти прекрасные полотна.
Но вернемся к сочинению школьницы Евгении Григорьевой, где она очень ярко и непосредственно описывает свои впечатления от посещения такой выставки в 2007 году.
«Восхищает излучение мажорного карнавала цветов. Сколько там ярких картин! Это богатая гамма красок Горного Алтая, впечатления от японской живописи, иконы, а порой просто взрывы цвета, подобные вулканической лаве или северному сиянию, невыразимым переливам красок на закате и рассвете. Вот гобелены «Вдохновение», «Возрождение», «Бег времени», «Отчий дом», «Весенние ручьи». Художник как бы уводит зрителя в атмосферу сверхземного, сказочного ощущения. «Одинокая сосна», «Жаркая осень», «Тещин язык» — какая насыщенность красок, какая глубина и объемность, свойственная масляной живописи! Каждая картина несет свет, добро, тревогу, радость и тысячи других полутонов и оттенков Жизни. А сколько гобеленов с изображением цветов, благоухающих в Горном Алтае! Любой заурядный цветок выписан художником с такой красочностью, с такой правдивой изобретательностью, что понимаешь — это настоящее искусство».
В 2006 году, к 70-летию художника, в Горно-Алтайске выпущен небольшой, но очень хороший и красочный альбом с репродукциями части его гобеленов, где высокую оценку его творчеству дает Заслуженный художник России Сергей Дыков. К сожалению, мастер не дожил до этого юбилея.
В настоящее время в нашем городе около десятка его работ имеются в фондах Национального музея им.Анохина (в том числе два больших гобелена работы 1970-х годов). Есть гобелены Леонида Суразакова и в фондах музея изобразительных искусств г. Барнаула.
Из статьи Раисы Мухамеджановой, заведующей отделом народного и декоративно-прикладного искусства Восточно-Казахстанского музея-заповедника «Гобелены — искусство ручного ткачества», приуроченной к выставке Леонида Суртаева в Алма-Ате в 2010 году:
«Многие мастера стран мира, освоившие ковровое ткачество в разные исторические эпохи, создали великолепные текстильные произведения, которые ценятся наряду с шедеврами изобразительного искусства: живописью, графикой, скульптурой. У многих народов ковры составляли приданое невесты, служили в качестве посольских даров и приношения святилищам.
И в наши дни ковры имеют разнообразное применение в быту, используются главным образом в качестве украшения интерьеров жилых и общественных помещений. Многие годы на художественных выставках в разных городах, странах внимание любителей искусства привлекают народные и современные ковры-гобелены, созданные лучшими художниками Казахстана. Изделия притягивают внимание посетителей оригинальностью, новаторством, безграничностью фантазии.
Один из известных художников Суртаев Леонид Николаевич родился и вырос в Горном Алтае, с. Верх-Карагуж Майминского района (20 июня 1936 года). В 1983 г. Леонида Николаевича пригласили в г. Усть-Каменогорск (Восточный Казахстан) на работу в качестве художника по ткани на вновь открывающееся предприятие — комбинат шелковых тканей. Здесь он принимает участие в выставках различного уровня в городах Алма-Аты и Усть-Каменогорска. На выставках-ярмарках гобелены талантливого художника разбирались моментально, не было людей, равнодушно проходивших мимо его работ.
Прожив более десяти лет в Казахстане, Суртаев возвращается в родные края. В 2001 году после участия в республиканских и зональных выставках вступает в члены Союза художников России. В 2002 году становится первым преподавателем на отделении искусства гобелена в Горно-Алтайской детской художественной школе.
В свободное время занимался живописью, росписью по шелку, но основное, любимое занятие — ручное ткачество гобеленов. Выполнял он их в смешанной технике (ворс, саржевая техника) с узловязанием, со смешанным рисунком и с переброской утка через несколько нитей. Вначале создает эскиз, который переводит в картон в натуральную величину и затем использует для образца. Выбирая правильный оттенок цвета, переводит нити в ткань, выплетая определенный рисунок. Используемым материалом мастера являются отходы производства — вискоза, нитрон, лавсано-вискозная, объемно-петельная и фасонная нити. Работы выполняет на ткацком станке, который он сделал своими руками.
Гобелены художника — это удивительный мир ручного народного ткачества. В них он показывает реалистический, легко узнаваемый и несколько абстрактный мотив композиций.
Трудолюбивый мастер неустанно творил произведения, которые экспонировались на выставках и часто посетители заказывали его гобелены.
В фондах музея-заповедника находится 25 гобеленов талантливого художника. Среди них есть ковры чисто декоративные, покоряющие загадочностью и мягкостью колорита.
Поэзия природы, созданная мастером, покоряет зрителя новизной и свежестью, раскрывая всю прелесть живой природы. Здесь можно услышать музыку глубокую и проникновенную, увидеть простор мысли и фантазии, есть изображения с четкими ясными линиями, с узнаваемым рисунком. Не существует таких тем, которые мастер не может превратить в образ. В своем творчестве художник не обошел вниманием и любителей абстрактного искусства.
Он разрабатывает рисунок и создает гобелены в их любимой технике. Цветовую гамму в гобеленах мастер объясняет тем, что краски ложатся в зависимости от настроения и погоды; в солнечный радостный день и краски теплые, яркие; в ненастье рождаются серо-голубые.
В гобелене «Дали дальние» Суртаев показал все цвета природы: серо-белые облака, под стать которым и горы. В средней части расположились сопки и равнина, на которых растут разноцветные травы: желтые, голубые, зеленые, коричневые, белые, серые. В нижней части, на темно-коричневом фоне ярко выделяются полевые ромашки.
Один из посетителей выставки художника говорил: «Смотришь на гобелен, на его радужные краски и представляешь себя где-то там, в далекой, не тронутой никем живой природе, дающей чистый воздух и радостные воспоминания о беззаботном детстве».
Работы Л. Суртаева достойно оценены не только местными жителями. В Алма-Ате за гобелены «Одинокая сосна» и «Вечер на Телецком озере» автор награжден медалью как один из лучших художников выставки декоративно-прикладного искусства.
Александра СТРОГОНОВА

Использованы материалы музея истории города школы №8 и сайта https://vkoem.kz/index.php/ru

Post by admin

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *