Чуйка против золотодобычи?

Чуйка против золотодобычи?

17 февраля в селе Чуйка Турочакского района состоялся сход села, посвященный запрету золотодобычи. И впервые за долгое время я затянула с написанием материала на эту тему, потому что не могу определиться со своей точкой зрения. А если я в чем-то не уверена, то стараюсь промолчать.
Я не буду называть фамилии, имена и названия, просто обрисую ситуацию. В общем, представители КМН инициировали сход села для того, чтобы запретить золотодобычу в районе села Чуйка, потому что она будет губительна для природы со всеми вытекающими.
Изначально я была уверена, что речь идет о новом прииске и была настроена воинственно. Вооружилась «инструкцией», касающейся согласования золотодобычи с населением, которая была сформулирована на семинаре экологической организации «Сакральной Алтай».
Однако оказалось, что сейчас речь идет о прииске, который разработан еще в 1902 году, если не ошибаюсь. И золото там добывалось неоднократно, просто в последние годы случилась пауза между золотодобытчиками. Более того, о согласовании лицензии речи не идет, она давно уже одобрена государством, получена, и за нее уплачено 200 или 300 миллионов. На данный момент идет геологическая разведка, и идти она будет еще несколько лет. Так что, возможно, никакого золота там вообще больше не найдется.
На сходе собралось чуть больше полусотни человек. Притом половина просто приглашенные, которые один за одним выступали. Оказалось, что многих реально проживающих в селе жителей на сходе не было по разным причинам. Зато были те, кто в Чуйке прописан, но по факту проживает в городе.
Мнения присутствующих кардинально различались. Одни говорили, что против золотодобытчиков, потому что они навредят природе. Другие особого вреда от изысканий не видели, зато хотят, чтобы предприниматели вложились в развитие села. Что золотники, собственно, уже начали потихоньку делать, даже не заработав на данном прииске ни копейки.
Атмосфера мероприятия была пронизана взаимными обвинениями. Притом аналогичными. Одна сторона кричала, что защитники поддерживают золотодобытчиков, потому что их подкупили. Другие отвечали, что противники золотодобытчиков возмущаются, потому что надеются, что вскоре заплатят им, чтобы заставить замолчать. Ощущения от этого всего у меня были крайне противными.
Особенно «весело» было, когда я узнала, что один из представителей семейно-родовой общины заключил соглашение с золотниками, по которому в качестве социальной ответственности за золотодобычу его община и его село что-то там получили, технику там всякую. Только село это совсем не Чуйка, и никакого отношения данный человек и его община к Чуйке не имеют. А золотодобытчиков просто ввели в заблуждение.
С другой стороны, и хорошо, что ввели. В одном районе живем, пусть недропользователи помогают всем. А Чуйке не помочь они все равно не смогут.
И Чуйке нужно помогать обязательно! Ведь когда я увидела это село, в котором была впервые, думала, что попала в прошлое. Там нет абсолютно ничего, от слова «совсем». Ни телефонной связи, ни интернета (только у редких людей с «тарелками»). Звонят они в основном с таксофона, который периодически не работает и который установлен на здании дома культуры, что признано аварийным и не работает. Школа в Чуйке давно закрыта. Семьи с детьми почти все вынужденно уехали.
Сходить в Чуйке некуда совершенно. Заняться нечем. Даже выехать оттуда тем, у кого нет машины, проблематично. По-моему, и магазина там даже нет или работает он как-то время от времени. По крайней мере, после схода я не нашла, где купить печенье к чаю. Работы нет, и зарабатывают местные жители исключительно натуральным хозяйством — сбором ягод и трав, охотой.
Золотодобытчики на меня произвели впечатление хорошее. Помогать селу они не отказываются. Наоборот, готовы предоставлять рабочие места, пробурить воду, сделать связь, дороги. Обещано также привести все в порядок после прошлых золотодобытчиков и провести лесовосстановление. Может, это просто слова, а может, нет. Тут главное понимать, что все это спокойно может регулироваться администрацией и людьми, главное осуществлять контроль. При нарушениях всегда можно отозвать лицензию. По крайней мере, приостановить на 3-6 месяцев до устранения этих нарушений. А такая приостановка чревата огромными убытками для золотодобытчиков.
И тут встает главный вопрос, на который я так и не нашла ответа. Когда я готовилась к сходу, то изучала материалы, посвященные вреду природе, почве и воде от добычи рудного золота, которая осуществляется с использованием вредных химических элементов. В данном случае идет речь о добыче золота россыпного , которая происходит с использованием одного химического элемента — H2O.
Я множество раз спросила, какой максимальный вред природе может быть нанесен, если прорвет отстойник. Мне было сказано, что в реку попадет песок, глина в большом количестве, что и делает реку мутной, когда золотодобытчики соблюдают технологию. Ну то есть некритично, если правда.
Хотя чуйкинцы утверждали, что в период добычи золота вылавливали рыбу с залепленными глиной глазами и всю в слизи, и вообще рыба, мол, почти исчезла. И купаться детям негде, потому что вода грязная. В то же время другие жители утверждали, что в речке настолько мелко, что никакие дети там не купаются.
Еще говорили про то, что от золотников увеличилось количество умерших от рака. Назвали две-три фамилии. Если учесть, что рак стоит на первом или втором месте среди причин смертности в мире, то не уверена, что это как-то связано с золотодобычей.

Окончание.
Начало на стр. 7
А еще после долгих разговоров выяснилось, что еще одна причина, по которой организаторы хотят предотвратить золотодобычу, это тот факт, что, по их мнению, все золото сейчас закупается не в России и уходит за рубеж, и таким образом мы спонсируем заграницу, что в сложившейся ситуации не очень правильно. Да и фирмы золотодобывающие все частные. Вот если бы государственные, если бы для нужд страны, то тут вообще на все можно было закрыть глаза. А коли это не так, то и делать золотникам на речках чуйкинских нечего.
Выводы делайте сами. Активисты тем временем направят результаты схода, на котором большинством голосов, было принято «прогнать» золотодобытчиков, в администрацию района и компетентные органы. Ну а я предлагаю познакомиться с мнением по вопросам золотодобычи в целом инженера по недропользованию Администрации Турочакского района Виктора Александровича Манжосова.

Как предотвращать конфликты между
недропользователями
и местным населением

Богатство недр относится к исчерпаемым и невознобновляемым природным ресурсам. Так, ст. 9 Конституция Р.Ф. провозглашает природные ресурсы в качестве «основы жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории». Правовой базой регулирования отношений в области охраны и использования недр является Закон «О недрах». Фактически все коммерческие структуры, работая, как правило, вахтовым методом и являясь «временщиками», имея перед собой единственную цель — получение максимальной прибыли на предоставленных во временное пользование территориях, выкачивают недра варварским способом, вырубают леса. По окончании лицензий оставляют после себя практически пустыню.
До настоящего времени при организации, проведении и участии в аукционах по предоставлению участков недр в пользование, находящихся на землях проживания коренного малочисленного населения, никаких согласований с уполномоченным органом от коренного народа не производится, представители не приглашаются, при этом их интересы не учитываются.
При этом хозяйственная деятельность коренного местного населения веками осуществлялась так, что природа не теряла возможности самовосстанавливаться, они заботились о ее сохранности и восстановлении. Одним из условий успешного развития коренных народов может быть их полное материальное самообеспечение. Это возможно при подъеме традиционных отраслей хозяйства и образа жизни на современный технико-технологический и организационный уровень.
Однако опыт и практики последних десятилетий не дают особых оснований для перспектив резкой переориентации промышленных компаний на экономически цивилизованную деятельность, позволяющую сохранить естественную среду коренного населения и их традиционное природопользование. Слишком высокая цена территорий, на которых проживают и хозяйствуют коренные народы. И если будут сохранены нынешние темпы и масштабы добычи ресурсов и недр, то будущие поколения будут их (ресурсов и недр) лишены. Это напрямую касается КМН и не только их будущего, но и настоящего. Защита интересов коренного населения должна осуществляться не только в виде опеки и выдачи социальных гарантий, а в виде создания механизма, благодаря которому права и гарантии коренного населения обеспечивались бы должным образом.
Речь идет о праве по использованию природных объектов ресурса для определенных целей, что и относится, в основном, к природоресурсному праву и в том числе вовлечению представителей коренного местного населения к участию на самых первоначальных этапах предоставления хозяйствующим субъектам участков в пользование, расположенных на территориях проживания коренных малочисленных народов.
Полагаю, одно из направлений правового регулирования ответственности субъектов хозяйственной деятельности, осуществляющих и вновь начинающих (через процедуру аукционов, получения лицензии) освоение природных ресурсов на территориях проживания КМН, требует законодательного закрепления вопросов, связанных с процедурами и формами согласования (соглашения) в первую очередь с КМН, уполномоченными их представителями с одной стороны, и субъектами хозяйственной деятельности на этих территориях с другой стороны. Форма согласования выражается письменно. Необходимо включение в обязательные условия пользования недрами лицензионных соглашений, обязательств недропользователя по трудоустройству определенного количества коренного малочисленного населения, на чьей территории находятся лицензионные участки (вблизи от них). Социальное строительство и переработка дикоросов, переработка сельхозпродукции за счет бюджета компаний, разрабатывающих недра, природные ресурсы.
Необходимо отметить что коренное население не против промышленного развития, результатами которого, в том числе, пользуется. Коренное население выступает за максимально бережное, экологически чистое промышленное освоение, что часто промышленниками преподносится выступление против прогресса. Нужно обеспечить бесконфликтное сосуществование компаний в течение эксплуатационного периода (лицензии, проекта). Необходимо оценивать эффективности выполнения достигнутых соглашений, установить, насколько выполняются обязательства, принятые компанией в отношении «защиты интересов малочисленных народов ,прав пользователей недр и интересов граждан, разрешение споров по вопросам пользования недрами..».(ст. 4 п. 10, Закон о недрах)
Нередки ситуации, когда подписываемые соглашения носят рамочный характер. Потенциал в данном направлении заложен в федеральном законе (О соглашении о разделе продукции, который нами еще не используется).
Практика показывает, что процедура согласования не отработана. Решения принимаются без учета насущных экономических, социальных проблем в образовании, медицине и т.д.. Промышленное освоение обосновывается общегосударственными интересами или преподносится как забота о местном населении, т.е. народ является объектом политики.
Согласно ст. 72 Конституции РФ, законодательство о недрах находится в совместном ведение РФ и ее субъекта. Необходимо совершенствовать законодательство таким образом, чтобы компании, работающие на территориях, были вписаны в экономику регионов. Если поставить вопрос более широко, то отношения с недропользователями должны строиться не на основании авторитета местных властей, а надо вводить это на законодательную основу субъекта. Нужно превратить предприятия, работающие на территории, в свои. Таким образом, чтоб местные предприятия выступали подрядчиком, для чего необходимо закрепить это законодательно. Чтобы они имели первоочередное право, приоритет. Властная деятельность государства включает в себя правотворческую деятельность представительных органов по формированию правовой базы для деятельности субъектов недропользования. Речь идет о том, чтобы законодательно прописать обязательное заключение договоров с органами местного самоуправления, региональными властями о подготовке кадров из числа местного населения, обеспечении заказами местных подрядчиков, решении социальных вопросов.
С учетом изложенного, целями государственного надзора за безопасным ведением работ, связанных с пользованием недрами, является обеспечение норм, правил по безопасному ведению работ. Надзор осуществляется компетентными государственными органами во взаимодействии с органами геологического контроля, природоохранными органами. Правом на участие в осуществлении государственного надзора за безопасным ведением работ, связанных с пользованием недрами, обладают органы местного самоуправления, общественные организации.
Подготовила Полина Рябова

Post by admin

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *