Взгляд со стороны на проблемы КМНСС и ДВ РФ

Взгляд со стороны на проблемы КМНСС и ДВ РФ

С 1 по 3 марта по воле района я оказался участником Красноярского экономического форума. Грандиозное мероприятие, на котором обсуждались вопросы по возрождению отечественной промышленности. Обсуждались положения стратегии развития Сибири до 2035 года. Показывались достижения и наработки в данном направлении. Физически не было возможности участвовать на всех тематических площадках. Поделюсь тем, что меня интересовало.

Одним из тематических треков форума стояла экология и туризм. При этом были расставлены акценты на экологическую безопасность в развитие экономической стратегии страны. «Экология всегда будет актуальным вопросом, так как связана с жизнью каждого человека на Земле. Важно не потерять наработанные достижения и сформировать чёткое понимание стратегии по развитию и внедрению технологий и инструментов для сохранения баланса развития экономики и сохранения нашей планеты», – цитата из брошюры КЭФ 23. Правильная мысль, но всегда ли она учитывается при реализации любых стратегических проектов?
Для примера возьмём Горный Алтай. Мне это ближе и касается лично как жителя Республики Алтай.
Горный Алтай – жемчужина Сибири, ещё не совсем потухшая, но уже требующая реанимации от бесконтрольной деятельности лесопромышленников, дикого туризма, коммерческой охоты и прочих бизнесменов, пожелавших обогатиться за счёт бесконтрольной хищнической эксплуатации природного комплекса, включенного в 1998 году в Список Всемирного природного наследия ЮНЕСКО как единый объект «Алтай золотые горы». Какой вред от такой деятельности?
Далеко ходить не надо:

  • Чилим – водяной орех, растение занесённое в красную книгу России. Единственный вид, который обитал в Сибири – это в озере Манжерок. Утерян безвозвратно. Вина в экологической безграмотности правительства Республики Алтай, давшего разрешение на рекультивацию водоёма. На берегу озера висело объявление: «Штраф 5000 рублей за сорванную кувшинку», это простому гражданину. А миллиардерам можно всё. Драгами выкачали весь сапропель, вместе со всей растительностью. Сколько кувшинок они погубили, вместе с чилимом? Сняли грунт с прибрежной зоны и залили бетоном, закатали асфальтом. Полностью уничтожена экосистема озера и береговой зоны, которая складывалась тысячелетиями, и в которой сохранялся и жил водяной орех чилим. Такая деятельность называется экологическим преступлением, приведшим к вымиранию единственного обитавшего в Сибири водного растения.
  • Перевал Чике-Таман превратили в клоаку. Натуральным образом туристы загадили своими испражнениями. Без противогаза не продохнуть. Ногу некуда поставить, чтобы не наступить на сами знаете что.
  • Сегодня в Чойском и Турочакском районах с подачи Правительства Республики Алтай выдали заявки на изыскательские работы по золоту с дальнейшей его добычей. А кто-нибудь задумался, сколько краснокнижных животных, растений, насекомых живёт на заявленной территории, не говоря уже об исчезающих этносах – тубаларах, кумандинцах, челканцах и теленгитах?
    Под золотодобычу попадают нерестилища рыб – это все реки района. В реках Чойского района нерестятся: алтайский голец – селём, таймень, хариус, алтайский осман, плотва, налим, щука, окунь и ещё много видов речных рыб. В Уймене, Саракокше и Каракокше обитает занесённая в Красную книгу России рыба подкаменщик обыкновенный – широколобка. В России вид стремительно уменьшается из-за загрязнения воды в реках. Тупорылый ленок или ускуч вообще на грани исчезновения.
    В Уймене, Каракокше, Саракокше и их притоках живёт краснокнижное животное – речная выдра. Реки текут среди гор, на которых обитает краснокнижная кабарга.
    10 видов краснокнижных рукокрылых — летучих мышей, среди которых водяная и прудовая ночницы, обитают вдоль водоёмов.
    Краснокнижные птицы; большая белая цапля, серая цапля, черный аист, серый журавль, вымирающий вид белоглазый нырок, большой веретенник, кулик, сорока гнездятся по берегам этих рек.
    Вдоль рек на ивах растёт занесённое в Красную книгу России растение лобария лёгочная. Возле водоёмов произрастают краснокнижники России, орхидеи — Венерин башмачок крупносветный; Венерин башмачок пятнистый; Ятрышник шлемоносный, Ночная фиалка – Любка двулистная, а так же Рябчик шахматный. Я не назвал ещё кучу краснокнижных насекомых, обитающих в водоёмах Чойского района РА и возле него.
    Все это пойдет под уничтожение из-за загрязнения рек, смены донного слоя в руслах, смены почвенного покрова по берегам и по всей заявленной территории в 400 квадратных километров только в Чойском районе. Безвозвратно пострадает флора и фауна Чойского района.
    Таких примеров дикого безграмотного освоения Алтая много. Если у самих не хватает экологических знаний, что, трудно выслушать мнение населения, обратиться к ученым ГАГУ, выслушать их рекомендации по сохранению уникального природного комплекса Республики Алтай прежде чем дать недропользователям разрешение на эксплуатацию?
    Хорошо, что всё население, а не только коренные малочисленные поднялось против такого решения и начали проводить сходы в сёлах Турочакского и Чойского районов. Подключились представители общественной организации «Сакральный Алтай». Тубалары, через ассоциацию «Звенящий Кедр» обратились за помощью к Ледкову Г.П., Президенту Ассоциации КМНСС и ДВ Российской Федерации. Общими усилиями заставили главу Чойского района подписать обращение в Правительство РА об отказе в такой деятельности на территории района.
    Кому как не коренным алтайцам жальче свой край, с его уникальной природой. Объединенное название аборигенов «алтайцы», живущих в Алтайских горах, появилось в период СССР. Если судить по прежнему названию Горно-Алтайска (Ойрот-Тура, что в переводе жилище ойрота), то местные аборигены – это племена кумандинцев, тубаларов, теленгитов, челканцев, ныне КМНСС и ДВ РФ, а также монголов, кипчаков. Если судить по языку, то это остатки тюркских племён. Я не историк и утверждать это не буду, но в одном я уверен, что все они объединены одной духовной культурой.
    Горные хребты дугой опоясывают территорию республики, а в центре сходятся в высшей точке — горе Белуха (Кадын-Бажы), 4506 метров. Для алтайцев вся горная страна изрезанная двумя крупными реками Бия (Пий – мужчина) и Катунь (Кадын –мать) и их притоками, является сакральной. Природу они воспринимают как прародительницу, мать человека. Взаимосвязь с природой, бережное отношение к ней дают возможность следующим поколениям пользоваться её дарами. За тысячелетия проживания в горах Алтая у них на генетическом уровне закрепилось экологическое воспитание, а с материнским молоком только с каждым разом укреплялось. В их понимании вся живая природа Алтая рождается, живёт, любит, радуется, злится, ненавидит и умирает – как человек. Птицы и звери имеют семьи, своих детей учат, воспитывают и благословляют на самостоятельную жизнь. Все горы и реки имеют своих покровителей, хозяев, которые оберегают населяющие их животных и растения. Алтайцы спрашивают разрешения у духов — хозяев территорий прежде чем начать какое-то дело – добыть зверя, поймать рыбу, собрать растения или ягоду, орех; набрать воды или переправиться через реку. Если необходимо, делают подношение, повязывают ленту. Поднявшись на перевал, они обязательно произносят благопожелание хозяину Алтая (Алтай ээзи или Кудай Алтай) и просят благосклонности к себе и своим близким родственникам.
    Я ещё раз уточняю, для алтайцев сакральной является вся гора с её отрогами, вся река или озеро, а не отдельный кусочек скалы или прибрежной полосы. Но так как «Золотые горы Алтая» это сплошной массив горных хребтов, изрезанных реками, то вся территория Горного Алтая является сакральной. И как бы ни хотелось министерству природных ресурсов Республики Алтай в своих лесоустроительных расчётах свести к отдельным кусочкам сакральные места, их изыскательские работы идут вразрез с духовным миром местных аборигенов, уничтожают их культуру, способствуют уничтожению уникального биологического разнообразия и исчезающих видов фауны и флоры Горного Алтая.
    Давно, более двадцати пяти лет над Горным Алтаем витает призрак биосферного заповедника, охватывающего сопредельные пространства России, Казахстана, Монголии и Китая. Неплохо было бы добавить этно- к биосферному, чтобы сохранить и уникальный языческий дух культуры местных аборигенов. Глядя на то, как расхватываются земли Алтая под всякие проекты, экологически не обоснованные и не согласованные с населением, боюсь, что призрак так и не материализуется над руинами природного и духовного мира алтайцев.
    Я говорю об Алтае, но знаю, что все коренные народы Севера, Сибири и Дальнего Востока не утеряли связи с природой и относятся к ней как к своей матери, с почтением, уважением и благодарностью. Природа для них не источник наживы, а среда обитания. Бережное отношение к ней – это гарантия, что она, не истощаясь, будет кормить и в дальнейшем их детей, внуков, правнуков, все последующие поколения. Кто лучше них знает, как сохранить природу на исторически принадлежащей им территории традиционной хозяйственной деятельности? Только никто не прислушивается к их голосу. При этом пугают, что образование территории традиционного природопользования лишит остальные народы права на землю. На самом деле ТТП – это территория с правилами поведения всех людей независимо от происхождения и национальности, которые диктуют бережное отношение к среде обитания и её восстановление после чрезмерной эксплуатации в предыдущие годы. Земля остаётся в собственности государства, а не переходит в собственность КМН. Это всё экология, которая касается не только материального мира, но и души всего населения, живущего на данном пространстве.
    Красноярский экономический форум транслировался в онлайн режиме не только по России, но и за рубеж, в нем участвовали около 400 ведущих российских и международных экспертов.
    Посетив экономический форум в Красноярске, поприсутствовав на всех площадках, касающихся КМНСС и ДВ РФ, выслушав мнение активистов представителей коренных малочисленных народов Севера, Сибири и дальнего Востока, которым обещали, но не дали высказаться о наболевших нерешенных проблемах, и мне в том числе, я сделал для себя такой вывод.
  • Зачем выносить сор из избы? Чтобы мировая общественность узнала от представителей малочисленных народов, что новые капиталисты России строят экономическую стратегию так, чтобы не взваливать на себя груз, который тащила СССР, в обмен за использование природных ресурсов территории, которую исконно обживали они? Не сбежали на юга от надвигающихся ледников, как сделали другие народы, а приспособились и выжили в новых суровых климатических условиях.
  • Что все КМН, приглашённые на данное мероприятие – это «отмазка» перед мировой общественностью: «Видите, какие нарядные, в национальных костюмах участвуют в работе грандиозного Сибирского экономического форума малочисленные народы. Мы заботимся о них, не забываем».
    А кто их выслушал, вник в их проблемы и применил действия для защиты их интересов? Нет конкретных законов защищающих исчезающие народности в России. Нет конкретных законов о защите среды их обитания. Принятые тридцать лет назад расплывчатые законы под влиянием капиталистов в Госдуме России за последующие годы ещё больше размазали. Законы лоббируют миллиардеры. Как сказал В.И. Ленин: «Капиталист пойдёт на любое преступление ради получения стопроцентной прибыли». Сегодня на землях малочисленных народов капиталисты получают миллиардные прибыли. Что от этого имеют малочисленные? Три — четыре коттеджа? Право спеть или сплясать в своём национальном костюме?
    Во времена СССР я по комсомольской путёвке уехал на Чукотку, потом перебрался на Камчатку. Воочию видел и участвовал. В то время государство, используя ресурсы севера, для местных аборигенов создавало социальную инфраструктуру, строило города и сёла. Наладило медицинское обслуживание. Обучало, воспитывало подрастающее поколение с детсадовского возраста, в школах, техникумах, вузах. Предоставляло работу. Организовывало ансамбли, танцевальные группы, которые выступали в концертных залах столицы и других крупных городов.
    Если государство сегодня снимает с себя такие обязательства, кто мешает его законодательным органам принять законы, обязывающие недропользователей большую половину своих доходов в обязаловку тратить на такие же мероприятия? Что мешает Госдуме издать законы, в которых будут конкретно указаны карательные, жесткие меры в отношение людей, нанесших урон среде обитания КМН, а не символические штрафы, которые для них легче комариного укуса?
    Для этого не надо годами создавать вид, что эксплуатируя природные ресурсы, капиталисты заботятся о КМН и трудятся для улучшения их блага, а прямо сейчас нужно оперативно создавать качественные условия для жизни КМН, создавать современную инфраструктуру. То есть государственные органы должны принять конкретные законы, которые заставили бы капитал работать в данном направлении. При этом нужен и жесткий контроль над исполнением этих законов. В этом государству первыми помощниками и будут коренные жители Севера, Сибири и Дальнего Востока, если будут созданы соответствующие условия на законодательном уровне.
    Р. Башаров
Post by admin

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *