Смешались дети, льготы, кони…

Смешались дети, льготы, кони…

23 мая состоялась очередная, XXXV сессия Государственного Собрания — Эл Курултай РА, где Глава РА, Председатель Правительства РА Олег Хорохордин представил отчет о результатах деятельности возглавляемого им правительства за 2022 год. Сегодня же мы расскажем о том, какие еще вопросы рассмотрели депутаты, как голосовали и высказывались.

Так, народные избранники обсудили и приняли разработанный в Комитете по экологии и природопользованию проект закона Республики Алтай «О внесении изменений в статью 5 Закона Республики Алтай «О регулировании отношений в области охраны окружающей среды в Республике Алтай». Его на сессии представил Владислав Рябченко.
Проект закона разработан в целях предоставления дополнительных мер социальной поддержки в виде преимущественного права заготовки древесины для собственных нужд гражданам, принимающим (принимавшим) участие в специальной военной операции (в выполнении задач специальной военной операции) на территориях Украины, Донецкой Народной Республики, Луганской Народной Республики, Херсонской области, Запорожской области, сообщает нам пресс-релиз с сайта Госсобрания (Рябченко сказал — «на территории Донбасса»). Согласно законопроекту дополнительные меры соцподдержки распространяются на:
1) призванных на военную службу в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 21 сентября 2022 года № 647 «Об объявлении частичной мобилизации в Российской Федерации»;
2) проходящих (проходившим) военную службу в Вооруженных Силах Российской Федерации по контракту, а также гражданам, заключившим контракт о добровольном содействии в выполнении задач, возложенных на Вооруженные Силы Российской Федерации;
3) находящихся (находившимся) на военной службе (службе) в войсках национальной гвардии Российской Федерации, органах внутренних дел Российской Федерации, в спасательных воинских формированиях, специальных формированиях и органах, указанных в пункте 6 статьи 1 Федерального закона от 31 мая 1996 года № 61-ФЗ «Об обороне».
(Владислав Рябченко также добавил четвертую категорию — «поступившим на военную службу по контракту в именное подразделение Республики Алтай «Ирбис»).
Наряду с этим Владислав Рябченко заметил, что «в период нахождения указанных граждан на территории СВО, а также в случае гибели, объявлении умершим, признании безвестно отсутствующим при исполнении обязанностей военной службы, смерти вследствие военной травмы после увольнения с военной службы предусматривается сохранение преимущественного права заготовки древесины для собственных нужд за членами семьи погибшего», к которым предлагается отнести: 1) супруга (супруг) погибшего гражданина, не вступившая (не вступивший) в повторный брак; 2) родители погибшего гражданина; 3) ребенок (дети) погибшего гражданина, не достигший (не достигшие) возраста 18 лет, или ребенок (дети) старше возраста 18 лет, ставший (ставшие) инвалидом (инвалидами) до достижения им (ими) возраста 18 лет, а также ребенок (дети), обучающийся (обучающиеся) в общеобразовательных организациях, профессиональных образовательных организациях или образовательных организациях высшего образования по очной форме обучения — до окончания обучения, но не более чем до достижения им (ими) возраста 23 лет.
При этом учитываются нормативы и сроки предоставления древесины, установленные законом РА: для целей отопления жилых домов — до 20 кубических метров на подворье в год, для целей индивидуального жилищного строительства, возведения хозяйственных построек — до 100 кубометров деловой древесины один раз в 25 лет на семью или одиноко проживающего гражданина, для целей проведения капитального ремонта или реконструкции жилых и хозяйственных построек — до 30 кубометров деловой древесины один раз в 10 лет на семью или одиноко проживающего человека.
«Когда встанет вопрос по правоприменению, у нас волосы на голове дыбом встанут…»

  • Закон хороший, надо принимать, но воспользоваться-то им будет очень тяжело, — считает Дмитрий Софронов, — отвод делян на дрова, на деловую древесину у нас как происходит?
  • А так и происходит. Мы с вами говорим не о том, чтоб просто принять заявление и его отработать, а именно о преимущественном праве заготовки, чтобы это от министерского работника до лесничего понимали, что эти граждане у нас имеют преимущественное право, — отвечал Владислав Рябченко. — Большая работа должна проводиться министерством по реализации данного закона и до своих подведомственных учреждений они должны довести, чтобы именно гражданин получил древесину, а не просто на бумаге. Все сложности должны быть сокращены.
    Мария Демина задала вопрос по правоприменению: «Когда родители, супруг/супруга и несовершеннолетние дети проживают все вместе, ведут совместное хозяйство — тут все понятно, они одна семья и получают право на преимущественную льготу. А как применять данный закон, если родители живут отдельно, а участник СВО с супругой и детьми — отдельно? На две семьи льгота предоставляется или как?»
  • Мы в законе оговариваем — на всех членов семьи, — отвечал Рябченко.
  • Семейный, Гражданский кодекс определяют, что такое семья, — напомнила Демина.
  • Мы рассматриваем ситуации, когда в случае гибели уже участника СВО, — говорил Владислав Васильевич. — Если участник живой, где он проживает — там и может воспользоваться.
  • Вы не поняли моего вопроса. Кто может являться членами семьи? Это граждане, которые проживают вместе под одной крышей и вместе ведут совместное хозяйство, независимо от родственных отношений. Вы же так прописали в законе. Я и спрашиваю: если все вместе они живут — тогда понятно, они получают льготу. А если это две семьи, то две семьи имеют право получить льготу? — Повторила вопрос Мария Фоминична.
  • Данный проект этот вопрос не оговаривает, и я думаю, что все члены семьи могут воспользоваться. В чем вопрос-то? — Кажется, снова не понял Владислав Рябченко.
  • Когда встанет вопрос по правоприменению, у нас волосы на голове дыбом встанут и мы снова будем бегать кругами, потому что действующее законодательство на уровне РФ предполагает, что такое семья, — снова объясняла Демина аспект проживания и ведения хозяйства семьей.
    На помощь докладчику пришел соавтор — прокуратура РА в лице старшего помощника прокурора РА Юлии Юркиной: «Мария Фоминична, вы сами на вопрос и ответили — по месту жительства, члены семьи, проживающие с ним. Кто с ним проживает, тот и имеет право».
    Сергей Кухтуеков поинтересовался: «Преимущественное право означает, что кого-то мы должны будем отодвинуть в очереди, а новых людей поставить, причем во главу списка? Я правильно понимаю смысл этого закона? И во вы ответили депутату Софронову, что чиновник должен будет принять меры… можете более конкретно сказать, каким образом это в се произойдет? У меня сомнения возникают, вот мы сейчас пытаемся реализовать закон о землях молодым, многодетным и не можем, потому что, видимо, в свое время он был принят некорректно. Не получится ли такая ситуация, что те люди, кого начнут двигать в очереди, будут возмущаться? У нас получается фактически две очереди, как с сиротскими домами — по суду и обычная очередь… Есть ли у вас какие-то сомнения, что все пройдет гладко? И второй вопрос — например, сотрудники службы судебных приставов и других ведомств, побывавшие на территории Донбасса, смогут воспользоваться такой льготой или это их не касается?»
  • Конечно, не касается. Они не признаются участниками СВО. Там в командировках сегодня многие службы находятся, это оговаривается их внутренними регламентами. А по первому вопросу — я не сомневаюсь в реализации, — ответил Владислав Рябченко. — Ничья очередь отодвигаться не будет, просто будет, скорее всего, две очереди. Но на сегодня-то очередей как таковых нет, нам закон важен больше для того, чтобы конечный результат (выделение древесины) дошло до конкретного потребителя. Вы правильно сказали — есть сегодня проблемы, вопросы. С отводами есть вопросы, по 6 месяцев человек не может получить льготную древесину, потому что возникают трудности, об этом я и сказал — нужны порядки министерские… Министерство сегодня нам ответило, что они готовы все эти документы разработать и при реализации вопросов не будет возникать.
    Еликпай Аманчин поделился: «У меня спрашивали, вот если родители погибшего — пожилые, они не могут этот лес свалить, привезти, могут ли они деньгами получить?» Рябченко ответил, что закон такого не предусматривает, а на вопрос, как быть пожилым, сказал, что «тут должны помочь дети, родственники, друзья, соседи, можно нанять предпринимателя, в конце концов… На практике так и происходит. У нас же все жители, 200 с лишним тысяч, не идут сами лес готовить». «Отдаешь ему долю больше половины — он тебе и привезет», — тихо, но внятно заметил Аскар Тулебаев.
    Наталья Екеева уточнила — участники частных военных компаний тоже имеют право на льготы? «О ЧВК речи нет. Данный законопроект этого не оговаривает», — отвечал Владислав Рябченко.
  • Участники чеченских, афганской войн пользуются такими льготами? — спросил Аскар Тулебаев.
  • Нет. Законопроект разработан именно в целях поддержки участников СВО, но как вариант — вносите предложения, будем рассматривать. На сегодня это порядка 700 семей в РА, но 630 воспользовались правом возмещения на приобретение дров, но цифра меняется…
    Аскар Рыспекович предложил включить в список льготников тех, кто состоит в ЧВК: «А то дискриминация получается, одним льготу даем, другим нет». Это мнение поддержали Михаил Федькин, Дмитрий Софронов, Григорий Пильтин. Артур Кохоев предложил принять пока существующий проект, а потом уже обсудить, и, если надо, добавить какие-то категории, все правильно оформить с юридической точки зрения. Мария Демина отметила: «Во-первых, есть процедура принятия закона, во-вторых, ЧВК — частная военная компания, у нас по Конституции нет частных военных компаний. Эту дилемму тоже надо разрешать, согласовывать и так далее. Поэтому, конечно, нужно готовить поправки и принимать закон в первом, втором и третьем чтении сегодня, а потом вносить поправки».
    В первом чтении за высказались 29 депутатов, против — 0, 1 воздержался, 1 не голосовал. Во втором и окончательном чтении с учетом поступивших предложений (указать в постановлении, что необходимо доработать вопрос) — 27 за, против голосов нет, 1 воздержался, 3 не голосовали.

«Ну ничего себе, как мы применим его?»
Проект закона РА «О внесении изменений в Закон Республики Алтай «Об отдельных вопросах выпаса и прогона сельскохозяйственных животных на территории Республики Алтай» представил председатель Комитета по аграрной политике Рустам Байдалаков. Данный проект закона является совместной законодательной инициативой Комитета по аграрной политике и прокурора Республики Алтай.

  • В 2022 году в Республике Алтай из 386 дорожно-транспортных происшествий 167 произошло с участием сельскохозяйственных животных. В 2023 году из 40 ДТП 14 — с участием сельхозживотных. Ввиду роста аварийности на дорогах республики с участием сельхозживотных, в целях наиболее полного правового регулирования Закон Республики Алтай от 24 декабря 2021 года № 100-РЗ «Об отдельных вопросах выпаса и прогона сельскохозяйственных животных на территории Республики Алтай» предлагается дополнить следующими статьями:
  • об учете и регистрации сельскохозяйственных животных на территории Республики Алтай самими владельцами животных (любым доступным методом, в качестве инвентарного (идентификационного) номера может применяться бирка, номерная татуировка, кольцевание, вживление микрочипа, выжигание на рогах, термический способ (таврение горячее, холодное), ошейник — номерной ремень или нумерация жидким азотом) и в местных администрациях посредством похозяйственного учета (на период регулирования до 1 марта 2024 года, до вступления в силу Федерального закона от 28.06.2022 № 221-ФЗ «О внесении изменений в Закон Российской Федерации «О ветеринарии» о ветеринарном учете животных, подлежащих маркированию);
  • для лучшего понимания положений республиканского закона будут дополнены нормы о том, что владельцам сельскохозяйственных животных разрешается:
    1) свободный выпас сельскохозяйственных животных на огороженной территории владельца земельного участка;
    2) выпас сельскохозяйственных животных на неогороженных территориях (пастбищах) под надзором владельца или уполномоченного им лица;
    владельцам сельскохозяйственных животных запрещается:
    1) выпас сельскохозяйственных животных в общественных местах (на клумбах, стадионах, в местах погребений и др.), на особо охраняемых природных территориях, в границах прибрежных защитных полос и полосы отвода автомобильной дороги (за исключением случаев, предусмотренных федеральным законодательством, законодательством Республики Алтай);
    2) выпас сельскохозяйственных животных без присмотра;
    3) прогон сельскохозяйственных животных через автомобильные дороги вне специально установленных мест, согласованных с владельцами автомобильных дорог;
    4) несанкционированный и неорганизованный выпас скота владельцами сельскохозяйственных животных на территории Республики Алтай.
    Административная ответственность за неисполнение Закона Республики Алтай от 24 декабря 2021 года № 100-РЗ уже установлена. Принятие проекта закона не потребует дополнительных расходов, финансируемых за счет средств республиканского бюджета Республики Алтай.
    Дмитрий Софронов задался вопросом, будет ли закон работать, согласны ли с ним фермеры: «Ну, примем мы его, а дальше?»
  • Все хозяйствующие субъекты так или иначе все это делают, таврение или другое. Закон направлен на дисциплинирование нерадивых, — отвечал Рустам Байдалаков.
    Сергей Кухтуеков напомнил, что не единожды от части депутатов (и от него в том числе) звучали предложения о применении светоотражающих элементов, особенно для лошадей: «Вы, наверное, хорошо это понимаете, потому что в Онгудайском районе очень много ДТП, связанных с лошадьми… Эти быстрые животные в ночи практически незаметны и очень быстро выскакивают на проезжую часть. Вы когда перечисляли бирки, ошейники — это на выбор владельца животного? (Байдалаков ответил утвердительно) Это вопрос идентификации, но не повышения видимости сельскохозяйственного животного. Можете пояснить, почему наше предложение по светоотражающим элементам, озвученное неоднократно, не может хоть каким-то словом иди фразой попасть в этот законопроект? Почему вы игнорируете этот момент? Неужели трудно было где-то прописать рекомендацию?»
    Рустам Байдалаков вновь стал говорить, что к способам идентификации светоотражающие элементы не относятся (что и так понятно), а также ответил, что нельзя законом заставить хозяев скотины использовать светоотражающие элементы. Кухтуеков на это сообщил, что в Кош-Агачском районе уже начали пытаться применять вышеуказанные элементы и хорошо бы, если бы такая практика распространилась по всей республике. «Кто ответственно к животным относится — тот будет использовать», — считает Байдалаков.


Григорий Пильтин спросил: «Как с лошадьми-то быть?
Их же не пасут, а в этом законе прописано, что они должны быть организованы и с ними должен находиться тот, кто пасет. Вот, допустим, табун нашелся, рядом хозяина нету — это уже нарушение закона? (Байдалаков ответил утвердительно) Ну ничего себе, как мы применим его?»
Депутат Тулебаев поинтересовался, есть ли у Горно-Алтайска специально отведенное пастбище, где должен пастись скот, «а то нередко мы наблюдаем, что возле администрации города или в парке пасутся лошади». Рустам Байдалаков согласился с тем, что проблема есть, отметил, что согласно правилам содержания домашних животных, в каждом поселении и городе Горно-Алтайске есть места, куда нужно загонять животных. «Кто это должен делать?» — «Служба есть, которая за это отвечает».
Мария Демина попросила слова: «Я понимаю, что берутся и слепо копируются федеральные законы, которым может быть в обед уже сто лет. Те, кто имеют юридическое образование, знают, что право собственности включает в себя триаду прав — владение, пользование, распоряжение и сегодня животных в том числе отдают в аренду. Нам все-таки нужно расставить точки над «i», кто является владельцем — собственники животных или кто, и не ссылаться на федеральный закон, в котором так написано. Второй вопрос — чисто риторический. Вот мы вводим ограничительные меры в отношении собственников животных, а как это согласуется с статьями 75 и 76 Конституции РФ, по которым субъекты РФ не могут вводить определенные ограничения, и дано ли федеральным законом нам вводить такие ограничения? Я не могу в этом вопросе разобраться… Предлагаю принять закон в первом чтении и доработать его».
Юлия Юркина отметила, что понятие «владелец сельхозживотного» уже имеется в нашем законодательстве — «это физическое или юридическое лицо, которое владеет, распоряжается и пользуется животным на праве собственности или на ином вечном праве, это урегулировано в соответствии с федеральным законодательством, и закон принимается для обеспечения безопасности дорожного движения и если бы этот созыв депутатов не принял его в 2021 году, ситуация на дорогах была бы еще хуже. Да, есть трудности в правоприменении, но протоколы составляются, скот с дорог убирается, поэтому давайте его совершенствовать, чтоб ситуация была лучше».
Сергей Кухтуеков призвал вопрос о светоотражающих элементах проработать и внести в законопроект: «Возможно, если люди увидят обозначенный в темноте домашний скот, эта мера спасет людям здоровье и жизни. Я настаиваю — давайте заинтересуем и обяжем владельцев животных применять именно такую практику. Я понимаю, что мы, может быть, являемся первым субъектом, который бы это применил, но мы можем это сделать и это не такая сложная задача».
За первое чтение проголосовали единогласно, за второе и окончательное чтение — 28 за, по одному человеку против, воздержались, не голосовали.

Белоснежка и семь гномов
Председатель Избирательной комиссии Республики Алтай Дмитрий Степанов представил проект закона Республики Алтай «О внесении изменений в Закон Республики Алтай «О выборах депутатов Республики Алтай». Он уточнил, что проектом закона вносятся изменения в Закон Республики Алтай от 24 июня 2003 года № 12-15 «О выборах депутатов Республики Алтай» в целях приведения его в соответствие Федеральному закону № 67-ФЗ в редакции от 3 апреля 2023 года, а также в целях совершенствования избирательных процедур, расширения гарантий и создания дополнительных условий для реализации гражданами своих избирательных прав.
Как отметил докладчик, исходя из диспозиции статьи 37 Федерального закона № 67-ФЗ (п. 16.1) предлагается установить в Законе возможность сбора подписей избирателей посредством использования федеральной государственной информационной системы «Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)» и определить количество подписей избирателей, которое может быть собрано с использованием указанной системы, — не более 50 процентов от количества подписей избирателей, необходимого для регистрации кандидата, списка кандидатов. Процедура электронного сбора подписей для выдвижения кандидатов, списков кандидатов активно применяется на выборах органов государственной власти субъектов Российской Федерации с 2020 года и положительно себя зарекомендовала. Прочие изменения, предлагаемые проектом закона, обусловлены необходимостью применения основных терминов и понятий, используемых в Законе, в том же значении, что и в Федеральном законе № 67-ФЗ, в который данные изменения внесены в целях совершенствования эффективности регулирования института иностранных агентов и реализация положений Федерального закона «О контроле за деятельностью лиц, находящихся под иностранным влиянием», — в частности, в новой редакции изложены понятия «кандидат, аффилированный с иностранным агентом» и «кандидат, являющийся иностранным агентом».
Михаил Федькин спросил, может ли избиратель поставить подпись за несколько кандидатов, не будет ли это нарушением? «Может, но только на своем округе, на котором он проживает», — ответил Степанов.
Еликпай Аманчин рассказал: «Ко мне обратились с жалобой из Усть-Канского района — якобы Оксана Мамаева, представитель ТИКа, не хочет регистрировать кандидатов в члены избирательной комиссии, коммунистов, мотивируя тем, что они старые и не умеют работать с компьютером. Есть ли такая норма?»
Дмитрий Степанов заверил, что такого требования в законе нет, обещал проверить факт и ответить депутату лично.
Дмитрий Софронов спросил, планируется ли создание какого-то искусственного интеллекта, который бы отслеживал, как и откуда появляются электронные подписи за кандидатов, делал бы прозрачной эту систему. В избирательных технологиях пока нет инструментов, связанных с искусственным интеллектом, отвечал Степанов, но заверил, что республиканский избирком тщательно следит и сопоставляет данные, предоставленные кандидатом, с данными, появляющимися в системе электронного голосования.
Мария Демина выступила: «Коллеги, у нас последние выборы проходят по принципу «Белоснежка и семь гномов», где Белоснежка — кандидат от «Единой России», вся администрация на нее работает, все условия, и кандидат этот и пашет, и пляшет, и дороги мостит, и мосты строит. А все остальные — так, приложение к демократическому процессу. Поэтому все остальные требования, которые мы сегодня пытаемся внести в избирательное законодательство — они абсолютно ничего не изменят. Принцип сохранится. Может быть, где-то на первом этапе это позволит избежать каких-то вольностей, которые мы наблюдаем в ходе избирательных кампаний, когда вся администрация и депутаты, работающие на постоянной основе, работают в пользу кандидатов от партии власти. Так, Герман Евгеньевич? Так. Поэтому я предлагаю принять в первом и окончательном чтении данный проект закона, может быть, на каком-то этапе это сработает положительно для кандидатов от остальных партий».
Законопроект принят в первом (31 за, 1 воздержался, 1 не голосовал), втором и окончательном чтении (30 за, 1 против, 1 воздержался, 1 не голосовал).

О бродячих животных
Сессия приняла Обращение ГС-ЭК РА к министру сельского хозяйства РФ Дмитрию Патрушеву и Министру природных ресурсов и экологии РФ Александру Козлову о необходимости внесения изменений в федеральное законодательство, в части закрепления обязанности по маркированию домашних животных с целью их идентификации и учета. Документ представил председатель Комитета по аграрной политике Рустам Байдалаков.
В обращении отмечается, что проблема нападения бродячих собак на человека является актуальной для большинства регионов Российской Федерации. Основной причиной увеличения численности безнадзорных животных на улицах населенных пунктов — безответственное отношение владельцев к своим питомцам. Хозяева не заботятся о стерилизации и регистрации животных, выбрасывают их или их потомство на улицу. В результате брошенные животные бесконтрольно размножаются и сбиваются в стаи, представляющие угрозу для людей.
Одним из решений проблемы бродячих собак видится в маркировке домашних животных (собак и кошек), что позволит усилить контроль за ними. В случаях безответственного обращения с животными (появление животных на улицах без сопровождения владельца, оставление животного без ухода и содержания, жестокое обращение) предлагается привлекать их к ответственности (административной, уголовной). Депутаты РА предлагают разработать федеральный закон, регулирующий вопрос обязательной маркировки кошек и собак в целях учета и идентификации.

Детские летние лагеря и путевки — сколько, кому и почему?
Вопрос «О ходе подготовки и проведения летней оздоровительной кампании 2023 года» на сессии осветил министр труда, социального развития и занятости населения Адар Сумин. Поскольку информация ранее была заслушана на нескольких комитетах, депутаты перешли сразу к вопросам. Мы же отметим, что согласно сайту Госсобрания, «в текущем году планируется охватить всеми формами отдыха, оздоровления и временной занятостью 24 121 ребенка, в том числе: в стационарных оздоровительных лагерях — 2 013 детей; в лагерях с дневным пребыванием — 7 257 детей; в палаточных лагерях — 900 детей; временное трудоустройство — 1 291 несовершеннолетний; участие в малых формах отдыха (экскурсии, походы, спортивные мероприятия) — 12 205 детей; в санаторно-оздоровительных учреждениях — 455 детей, в том числе 52 ребенка планируется направить на оздоровление в санаторий «Шахтинский текстильщик» на Черноморском побережье в рамках договора о сотрудничестве между Постоянным Комитетом Союзного государства и Правительством Республики Алтай.
По линии Минтруда РА в 2023 году запланировано оздоровить 1 083 ребенка, находящегося в трудной жизненной ситуации, в том числе: 283 ребенка в санаториях, из них 43 ребенка участников СВО (дети мобилизованных граждан, добровольцев и граждан, поступивших на военную службу по контракту в именное подразделение РА «Ирбис»); 800 детей в стационарных детских лагерях, из них 97 детей участников СВО.
В 2023 году выделено 36 путевок для воспитанников КОУ РА «Школа-интернат для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, им. Г.К. Жукова», из них: 32 путевки в детские оздоровительные лагеря, 4 путевки в санаторий «Медикал Эстейт». Стоимость путевки в загородные оздоровительные лагеря составит 13536 рублей.
В реестре организаций отдыха детей и их оздоровления на территории Республики Алтай в 2023 году вошли 150 организаций (планируют войти еще 6 детских лагерей с дневным пребыванием МО «Усть — Коксинский район»).
На организацию летней оздоровительной кампании детей в текущем году планируется направить 87,3 млн рублей (в 2022 году — 86,7 млн руб.), из них: средства республиканского бюджета Республики Алтай — 64,7 млн рублей (в 2022 году — 61,8 млн рублей); средства местного бюджета муниципальных образований Республики Алтай — 15,8 млн рублей (в 2022 году — 18,1 млн рублей); средства родителей — 6,6 млн рублей (в 2022 году — 6,6 млн рублей); средства профсоюзов Республики Алтай — 0,2 млн рублей (в 2022 году — 0,2 млн рублей). Кроме того, планируется временно трудоустроить 1 291 несовершеннолетнего. На трудоустройство подростков из республиканского бюджета Республики Алтай выделено 4 270,3 тыс. рублей».
Наталья Екеева спросила: «В новостных лентах прошла информация о том, что летом у нас будут отдыхать дети из Луганска. Сколько, где, как вы предусматриваете их отдых? Второй вопрос — когда мы с депутатами недавно посещали школу-интернат №1, там поднимали вопрос о том, что лагерь «Черемушки» передали на создание центра «Авангард», а как теперь будет организован летний отдых детей-сирот из интерната им. Жукова?»
Министр сообщил: «В текущем году РА примет 750 детей на летний отдых и оздоровление из Луганской Народной Республики. Такое решение принято 19 мая. У нас появился хороший детский оздоровительный центр на территории Чойского района, в Паспауле, «Кедровый» называется, там материально-техническая база полностью обновлена, достраивается еще один корпус. На сегодняшний день там 320 детей уже можно размещать и еще 120 мест планируется ввести в ближайшие три-четыре недели. Собственник лагеря — Кислых Павел Павлович, вышел с инициативой о готовности принять детей, Глава республики поддержал, на штабе принято такое решение… Первую смену собственник лагеря готов принять бесплатно, остальные путевки — по себестоимости. Сопровождающие однозначно с ребятишками приедут оттуда, но вся программа — все будет предоставлено собственником лагеря. Программа называется «Легенды Алтая».
По второму вопросу — да, действительно, «Черемушки» у нас теперь будут военно-патриотическим центром, это и правильно, должен быть у нас такой центр, он был необходим. Лагерь бы в любом случае в текущем году встал на ремонт, он уже требовал капремонта и не открылся бы, поэтому принято решение, что дети-сироты у нас будут отдыхать в разных лагерях — «Лебедь» (Турочакский район), «Беловодье» (Усть-Коксинский район), «Эзлик» (Усть-Канский район). В целом это 267 путевок — полностью удовлетворена заявка интерната».
Ольга Волосовцева подняла тему стоимости путевок: «Из чего складывается путевка? 13 536 рублей, а по факту от 17 до 49 тысяч у нас в летние оздоровительные лагеря… и как рассчитывается возврат? К примеру, в Алтайском крае — там 12 500 рублей возврат всем родителям детей до 15 лет и 25 тысяч возвращается на третьего и последующих детей, а как у нас обстоят эти дела?»

  • По расчету средней стоимости путевки у нас один день пребывания стоит 644 рубля 57 копеек, из них 533, 57 — это стоимость питания, остальное — страховка, хозрасходы, охрана учреждения. Так, 644,57 умножаем на 21 — получаем 13 536. Что касается компенсации — ни на территории Алтайского края, ни Новосибирской области мы не ссылаемся, они не компенсируют отдых детей за пределами края и области соответственно, только если дети отдыхают на территориях края и области. У нас немножко иная история — мы компенсируем 80 процентов от средней стоимости путевки, если ребенок отдохнул в лагерях на территории РА. Это 10 828 рублей. Но это если он отдохнул минимум 7 дней, — сказал Адар Сумин. — Если ребенок отдохнул за пределами региона, то компенсация составит 60 процентов от стоимости.
    Мария Демина поинтересовалась: «У нас сегодня в план приватизации правительства РА и исполнительных органов муниципальных образований включены летние детские лагеря? Раз мы этот вопрос ставим в постановлении».
    Министр сказал, что «в прогнозном плане приватизации ни одного лагеря не значится, это что касается правительства. А если говорить о МО, они в этом вопросе самостоятельны и как бы мы ни уговаривали, у нас Онгудайский и Улаганский районы приняли решение свои летние лагеря закрыть и передать их для ведения частного бизнеса, а Шебалинский и Чойский район — там другое решение, там разваливающиеся лагеря были приняты, отремонтированы… «Солнечное сияние» в Чойском районе пять лет стоял закрытым по суду, собственник вложил туда средства — теперь это «Кедровый» — и сейчас это самая хорошая база, новые корпуса…»
    Разговор о лагерях отдыха получился продолжительным, но, к сожалению, газетный формат не позволяет воспроизвести его полностью. Запись этой и других сессий можно найти на каналах Госсобрания — Эл Курултай РА в интернете.
    Инна Жулаева
Post by admin

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *