Сессия. О нашей медицине, сборе мусора и о том, почему это все признается эффективным

СЕССИЯ. О НАШЕЙ МЕДИЦИНЕ, СБОРЕ МУСОРА И О ТОМ,
ПОЧЕМУ ЭТО ВСЕ ПРИЗНАЕТСЯ ЭФФЕКТИВНЫМ

Очередная, XXXVI сессия Государственного Собрания – Эл Курултай Республики Алтай прошла 16 июня. В ходе парламентского заседания депутаты рассмотрели 20 вопросов, в том числе 12 законопроектов.

Директор Территориального фонда обязательного медицинского страхования Республики Алтай Ольга Корчуганова представила проект закона РА «Об исполнении бюджета Территориального фонда обязательного медицинского страхования Республики Алтай за 2022 год». Как заявила руководитель ведомства, бюджет фонда исполнен по доходам в сумме свыше 5,854 млрд рублей, расходы за 2022 год составили более 5,839 млрд рублей.
В частности, было отмечено, что приоритетным направлением в исполнении расходных обязательств бюджета фонда явилось финансовое обеспечение реализации территориальной программы обязательного медицинского страхования. В целом на оплату медицинской помощи застрахованных на территории Республики Алтай лиц было направлено 89,7 % от всех расходов бюджета Территориального фонда.

Медицина – в коллапсе
Сергей Кухтуеков поинтересовался: «С прошлого года у нас запретили делать операции онкобольным, посчитали, что лучше это сделают, например, в Алтайском крае. Можете сказать, какая сумма ушла из Фонда ОМС вслед за этими пациентами?»
— Было предусмотрено на онкопомощь 624 млн рублей, нами освоено 330, из них порядка 70 млн – это Алтайский край. Но могу сказать, что какого-то критического роста по уехавшим онкологическим больным не произошло, потому что и раньше у нас высокотехнологичные или узконаправленные медицинские операции в зависимости от локализации опухолей и так направлялись за пределы региона, – ответила директор ТФОМС.
Александр Груздев отметил, что в регионе сложилась ситуация, когда в бюджетных учреждениях нет или не хватает узких специалистов, но есть средства ТФОМС, а в то же время в частных клиниках есть врачи, но не хватает средств ТФОМС: «У меня вопрос – при формировании бюджета Фонда будет ли учитываться, исходя из сложившейся ситуации (надо признать, что нет врачей), перераспределение средств дополнительно на частные клиники?»
Ольга Корчуганова ответила, что «нормативными документами установлены определенные критерии распределения объемов, и первоочередным критерием является то население, которое обслуживает медицинская организация, которое прикреплено к этой медицинской организации. На 1 января мы распределяем объемы именно так, затем, по прошествии отчетных периодов (квартал, полугодие) смотрим исполнение объемов данными медорганизациями и в случае, если какие-либо, особенно узкие специальности, не выполнены, а мы видим, что такие специалисты есть в частном звене и есть потребности частного звена, мы перераспределяем по мере необходимости эти объемы медицинской помощи».
Аскар Тулебаев задал вопросы о вакцинации от ковида (проводится ли она еще) и о том, будут ли строиться онкологический и перинатальный центры («О них много лет говорим, распоряжения на разных уровнях слышим громкие, а стройки так и нет»). Корчуганова переадресовала вопрос министру здравоохранения, но ответила на него в итоге руководитель профильного комитета Алена Казанцева: она сообщила, что более точно скажет министр, но «относительно перинатального центра первоначальная проектно-сметная документация была не согласована на федеральном уровне, предложено было пересчитать, сейчас обновленный вариант документации снова обсуждается в Москве. Что же касается онкоцентра, то тут пока пауза, поскольку мы не такой большой регион, окончательное решение не принято именно на федеральном уровне. По вакцинации – насколько я знаю, те, кто хочет, могут прийти и вакцинироваться, но это не обязательно, как было раньше».
— Вот странно: как выборы наступают, мы сразу говорим о перинатальном центре, об онкологическом центре, что все это будет строиться, а потом у нас народу оказывается мало. Так у нс вообще не будет народа, если будет так дальше продолжаться, – считает Аскар Рыспекович.
Сергей Кухтуеков выступил: «Совсем недавно поступила информация и не было возможности доложить на комитете, что у нас в отделении терапии из четырех врачей ушли с работы трое, и, вероятно, через две неделе уйдет последний и отделение терапии останется практически без врачей. То есть, та ситуация, о которой мы неоднократно говорили, несколько лет предупреждали, что рано или поздно, если мы не будем принимать мер по сбалансированности и устойчивости бюджета именно в этом аспекте, она придет. По моим оценкам, у нас сейчас наступает коллапс медицины и увольнения врачей – это только одно из звеньев этой цепи. Не знаю, каким способом, коллеги, но мы с вами должны этим вопросом озадачиться и принять экстренные меры по выравниванию ситуации. В наших руках решение о бюджете и мы с вами можем помочь восстановить паритет и в зарплатах, для того чтобы врачи у нас не уезжали в другие регионы, не уходили в частные клиники и вообще не уходили из профессии».
Сессия приняла представленный законопроект об исполнении бюджета ТФОМС за 2022 год в первом, втором и окончательном чтении.

О госслужащих и их пенсиях
Проект закона Республики Алтай «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Республики Алтай» представил исполняющий обязанности министра труда, социального развития и занятости населения Республики Алтай Алексей Санаров. Он пояснил, что предметом правового регулирования проекта закона является внесение изменений в три действующих закона Республики Алтай.
Как пишет официальный сайт ГС – ЭК РА, «в Закон Республики Алтай Республики Алтай от 27 ноября 2002 года № 7-16 «О государственной службе Республики Алтай» вносятся изменения в части уточнения случаев индексации (перерасчета размера) пенсии за выслугу лет государственных гражданских служащих Республики Алтай случаем установления денежного содержания гражданских служащих (денежного вознаграждения лиц, замещающих государственные должности Республики Алтай), наряду со случаем централизованного повышения денежного содержания гражданских служащих (денежного вознаграждения лиц, замещающих государственные должности Республики Алтай).
В Закон Республики Алтай от 7 июня 2005 года № 37-РЗ «О государственной гражданской службе Республики Алтай» в части уточнения: оснований увольнения гражданского служащего с гражданской службы, дающих право на выплату единовременного поощрения в связи с выходом на государственную пенсию за выслугу лет, случаем его увольнения в связи с достижением предельного возраста пребывания на гражданской службе, наряду со случаем увольнения по собственной инициативе; уточнения продолжительности стажа государственной гражданской службы Республики Алтай, в зависимости от которого выплачивается гражданским служащим единовременное поощрение при увольнении в связи
с выходом на государственную пенсию за выслугу лет в размере 3 должностных окладов гражданского служащего, продолжительностью такого стажа, определяемой в соответствующем году согласно приложению 2 к Федеральному закону от 15 декабря 2001 года № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации, а именно, в 2023 году — 18 лет 6 месяцев, в 2024 году — 19 лет, в 2025 году — 19 лет 6 месяцев, вместо 15 лет.
В Закон Республики Алтай от 14 мая 2008 года № 49-РЗ «О государственных должностях Республики Алтай» вносятся изменения в части уточнения условий, при которых лица, замещавшие государственные должности Республики Алтай, имеют право на назначение ежемесячной доплаты к страховой пенсии условием замещения государственных должностей Республики Алтай не менее 10 лет, вместо 5 лет, или наличием стажа государственной гражданской или муниципальной службы с учетом замещения государственных должностей Республики Алтай не менее 15 лет, вместо 5 лет.
С учетом поправок, предложенных Комитетом по законодательству, правопорядку и местному самоуправлению, в Закон РА «О статусе депутата Республики Алтай» вводится новая статья 27.1. «Пенсионное обеспечение депутата, осуществлявшего депутатскую деятельность на профессиональной постоянной основе», регулирующая вопросы пенсионного обеспечения депутата, осуществлявшего депутатскую деятельность на профессиональной постоянной основе.
Так, согласно статьи, депутат, осуществлявший депутатскую деятельность на профессиональной постоянной основе, имеет право на ежемесячную доплату к страховой пенсии по старости (инвалидности) при наличии следующих условий: осуществление депутатской деятельности на профессиональной постоянной основе не менее двух лет; наличие трудового стажа не менее 20 лет, заработанного на территории Республики Алтай.
Ежемесячная доплата к страховой пенсии устанавливается в таком размере, чтобы сумма ежемесячной доплаты к пенсии и страховой пенсии по старости (инвалидности) с учетом фиксированной выплаты к страховой пенсии и повышений фиксированной выплаты к страховой пенсии составляла: при замещении государственной должности Республики Алтай от двух до четырех лет – 55 процентов, от четырех до девяти лет – 80 процентов и свыше девяти лет – 90 процентов ежемесячного денежного вознаграждения депутата, осуществлявшего депутатскую деятельность на профессиональной постоянной основе, с учетом районного коэффициента».
Законопроект был принят в первом, втором и окончательном чтении.

Эффективно на бумаге, да забыли про людей
Парламентарии заслушали Сводный доклад об исполнении в 2022 году государственных программ Республики Алтай, его представил министр экономического развития Республики Алтай Вячеслав Тупикин. Он, в частности, отметил, что в 2022 году на исполнение госпрограмм за счет всех источников финансирования направлено 38,15 млрд рублей (113,4 к уровню 2021 года). В том числе: из республиканского бюджета 20,15 млрд рублей (109% к уровню 2021 года); средства федерального бюджета 11,8 млрд рублей (124% к уровню 2021 года); средств Территориального фонда ОМС РА – 4,01 млрд рублей (105% к уровню 2021 года); средств местных бюджетов 0,04 млрд рублей (42,6% к уровню 2021 года); из иных источников – 2,1 млрд рублей (117,6% к уровню 2021 года).
Наибольший объем финансовых средств был направлен на государственную программу «Развитие здравоохранения» (7,9 млрд рублей) или 20,9% от общего объема фактического финансирования. На госпрограмму «Развитие образования» направлено 7,8 млрд рублей (20,4%); «Развитие ЖКХ и транспортного комплекса» – 7,4 млрд рублей (19,4%); «Обеспечение социальной защищенности и занятости населения» – 5,1 млрд рублей (13,4%) и т.д.
По итогам проведенной оценки из 16 государственных программ реализованы на уровне «высокоэффективно» 13 госпрограмм ( в 2021 году – 12), на уровне «эффективно» – 3 госпрограммы (в 2021 году – 4). Максимальный коэффициент эффективности государственной программы сложился в госпрограммах: «Управление государственными финансами» (10,20), «Развитие культуры» (145), «Развитие внутреннего и въездного туризма»(1,35), «Развитие экономического потенциала и предпринимательства» (1,35).
Минимальный коэффициент эффективности в 2022 году сложился в государственных программах: «Развитие образования» (0,99), «Формирование современной городской среды (0,95) и «Комплексные меры профилактики правонарушений и защита населения и территории Республики Алтай от чрезвычайных ситуаций» (0,94).
Сергей Кухтуеков попытался выяснить: «Что мешает вам поставить во главу угла при оценке эффективности отзывы населения, тех людей, для которых эти программы, собственно говоря, и реализуются, разрабатываются, внедряются? Что мешает поменять структуру оценки?»
— Если помните, прошлом году мы говорили о том, что будет сформирована рабочая группа. Она была сформирована, но, к сожалению, ни одного предложения не поступило, – ответил министр. – Что касается учета мнения населения в оценке эффективности – если вы знакомились подробно с докладом о реализации госпрограмм, особенно социального блока, то такой индикатор учтен, это что касается развития культуры, это оценка деятельности учреждений социальной поддержки, многофункциональных центров. То есть, все виды социально значимых услуг, оказываемых населению, так или иначе подлежат общественной оценке. Это опросы, которые проводятся либо онлайн, либо полевым исследованием, либо в момент оказания услуги. Они учитываются в составе индикаторов эффективности. По ряду программ даже есть такой индикатор как уровень удовлетворенности населения работой учреждений культуры или учреждений социальной защиты…
Виктор Ромашкин поинтересовался, какой программой регулируется работа региональных операторов по мусору и к какой категории эффективности отнесена. Вячеслав Тупикин ответил, что это «Развитие ЖКХ и транспортного комплекса» и она отнесена к категории эффективных, но «эту проблему мы все, жители, видим, она, что называется, является настолько сегодня».
Сергей Мазалов тоже коснулся темы мусора: «Если эта программа будет признана неэффективной, то что вам будет за это?» – «В таком случае должно быть принято решение о прекращении программы и разработке новой либо о кардинальной смене подхода к реализации». «Может быть, нам тогда признать программу по мусору неэффективной хотя бы раз, желательно по всей стране, и тогда у нас будет перезагрузка реформы в положительную сторону?» – предложил депутат.
Алена Казанцева спросила, в какую госпрограмму входит летний отдых детей. Оказалось, «это программа минтруда и соцразвития и часть мероприятий входит в программу минобразования».
— То есть, это тоже все признано эффективным? То, что у нас нет лагерей, что дети очень мало отдыхают? Что лагеря продаются? Вот сегодня услышала, что все-таки по лагерю «Лебедь» есть намерение администрации муниципального образования его продать… И все равно говорим, что эффективно?
— Ну, запланированный охват детей выполняется по оздоровительной кампании, – ответил министр.
Александр Груздев повторил свой вопрос о нехватке кадров в здравоохранении, желая узнать об эффективности программ в этой сфере. «Да, она признана эффективной… Там очень много индикаторов, в том числе и по уровню заболеваемости, и они тоже вносят свой вклад», – говорил Тупикин. «Как можно говорить об эффективности программы, если даже врачей нету?» – удивлялся депутат. Министр же отвечал, что «дефицит кадров всегда присутствовал, у нас работники здравоохранения относятся к указным категориям, то есть их заработная плата должна быть не ниже средней по экономике. Эта ситуация контролируется, ну и плюс все меры поддержки, такие как «Земский доктор», реализуются с учетом бюджетных возможностей».

Программа по мусору — «абсолютно провальная»

Мария Демина попросила слова для выступления:
— Не первый год мы обсуждаем эти программы. На бумаге-то у нас все гладко и все программы практически высокоэффективны, а как в корень зрить начинаешь, то и сказать порой нечего. В сфере здравоохранения — да никогда эта программа не будет высокоэффективной по заработной плате, если люди работают на две-три ставки и потому достигают среднего уровня заработной платы по региону. А как не было надлежащей медпомощи — так ее и нет, потому что не хватает специалистов. Ведь мы подошли к той черте, когда у нас в школах работать будет некому. И сколько ни говоришь, ни бьешь тревогу по поводу необходимости решения вопроса на уровне РФ по заработным платам врачей, учителей, тех же специалистов, работающих в муниципалитетах, в правительства РА… ведь порой придешь, ходишь из кабинета в кабинет и не можешь ничего решить, потому что специалистов нет. А юридические службы у нас какие? Ложись и вместе с ними там умирай. Порой самых основополагающих вещей не знают, потому что зарплаты мизерные, на такие нормальный специалист не пойдет. В жилищной сфере — та же история. Полагаю, нам нельзя так огульно оценивать и принимать программы. Я понимаю — РФ вам закладывает такие показатели, по которым у вас все хорошо, но надо же смотреть, насколько деньги, которые мы использовали, сработали на качество жизни населения.
Владислав Рябченко от имени совета руководителей фракций предложил отметить и вписать в постановление неэффективную и неудовлетворительную работу по реализации мероприятий госпрограммы «Обеспечение экологической безопасности и состояния окружающей среды» в области обращения с отходами и раздельного сбора мусора (администратор подпрограммы — минрегион) и в сфере развития лесного хозяйства, лесоразведения, воспроизводства (администратор — минприроды).
Ольга Волосовцева уточнила насчет мусора, в частности, раздельного сбора отходов: «Еще в 2017 году в программе «Обеспечение экологической безопасности и улучшение состояния окружающей среды» было прописано, что в РА очень низкая, можно сказать, отсутствует информация го раздельном сборе отходов и необходимо улучшить работу в данном направлении, а так же то, что у нас даже 5 процентов не идет на вторичную переработку. Прошло уже сколько лет с 2017 года и какова ситуация сегодня? Мы помним, как в Чемальском, Майминском районах были настоящие энтузиасты по переработке отходов, в частности, пластика, им была необходима помощь — в виде субсидий, возможно, каких-то других поощрений — но она не оказывалась и ситуация только ухудшилась. В плане информирования куда мы продвинулись? Нам необходимо популяризировать какие-то положительные сдвиги в этом направлении, но, смотрите, с 2020 года в Майме ТОС «Березовая роща» бьется в одиночку по развитию культуры по раздельному сбору отходов среди населения, среди школьников, проводит эко-уроки, а они ведь не вошли ни в одну программу, ни одного раза телевидение не приехало и в части положительного примера не засняло, как жители поэтапно движутся к этому… На сегодняшний день на Климкина, посмотрите ради интереса, чистый пластик лежит, то есть, за полтора года жители воспитали в себе, своих детях эту культуру… и куда мы дальше движемся? Нет переработчиков. А ведь, наверное, надо в программу включить и субсидии, и жителей надо поощрять, тех, которые с гражданской ответственностью подходят к раздельному сбору отходов, тариф им уменьшать, может быть… чтобы другие видели и понимали, что раздельный сбор отходов реален и его надо продвигать. Я считаю, что это, конечно, абсолютно провальная программа, ее надо выводить в отдельную подпрограмму и работать над ней, и прежде всего надо начинать со школы».
Еликпай Аманчин тоже взял слово: «О каком эффективном развитии сельского хозяйства можно говорить, если люди отовсюду идут с жалобами о том, что шерсть девать некуда, очень низкая закупочная цена. Переработка шерсти вообще нигде никак не ведется. Закупочная цена на мясо падает, а на ГСМ, на запчасти и на сельхозмашины цены растут. И о каком развитии сельской местности можно говорить, если дорог как не было, так и нет? Особенно в селах. Машин сейчас очень много стало, люди просто задыхаются от пыли, ими поднимаемой; дорожники из кювета грязь вытаскивают на дорогу, потом прикатывают и все, этим потом люди дышат. О каким развитии можно говорить?»
Аскар Тулебаев обратился к председателю профильного комитета Радмиле Пекпеевой, желая узнать, было ли ей известно о некоей рабочей группе, созданной при министерстве. Та ответила, что тоже не знала ни о чем подобном, и депутаты попеняли министру за это.
Сергей Кухтуеков призвал не признавать работу министра и министерства неудовлетворительной («это не совсем корректно»), а признать таковой работу главы региона, поскольку «за четыре с лишним года работы на посту можно было бы применить его политические возможности и выстроить систему и по раздельному сбору, и по переработке отходов… Сейчас мы имеем работоспособный завод, который в скором времени можно будет ввести в эксплуатацию, потому что изменились требования к приаэродромной зоне, и мы сейчас же зачем-то хотим потратить 1, 5 млрд рублей, чтобы в 4 км построить еще один завод… Я думаю, если мы признаем неудовлетворительной работу министерства, надо признать неудовлетворительной и работу Главы РА в этом вопросе».
По итогам рассмотрения доклада было принято решение — принять к сведению (расклад по голосам: 24 за, 1 против, 6 воздержались, 4 не голосовали), но при этом рекомендовать пересмотреть критерии оценки программ.
Инна Жулаева

Post by admin

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *