Просим справедливого решения затронутых вопросов

"ПРОСИМ СПРАВЕДЛИВОГО РЕШЕНИЯ ЗАТРОНУТЫХ ВОПРОСОВ"

Президенту Российской Федерации В.В. Путину

Уважаемый Владимир Владимирович!

«Ёскюстин колында ёкпё дё јаан кёрюнер» (алтайская пословица).

(«У сироты в руках и легкие кажутся мясом»)

Значит, надо отобрать. К такой мысли приходишь, глядя на сегодняшнее положение у себя дома хозяев земель вплоть до Барнаула, Кемерово и Усть-Каменогорска, коренных жителей Республики Алтай. Я имею в виду алтайцев.

У меня ощущение, что каждый временщик, которого Москва по ошибке назначает губернатором, бессловесных аборигенов РА изображает ненадежными подданными Российской империи, которых надо гнобить и гнобить, чтобы они знали свое место и не смели ни о чем думать кроме своего выживания. Генерал-губернатор Бердников аборигенов посылал через СМИ из-за того, что они не так хорошо проголосовали за него на выборах Главы РА. По этому публичному оскорблению аборигены проводили митинги и посылали письма Президенту, который даже не посочувствовал аборигенам и не погрозил пальцем зарапортовавшемуся своему опричнику.

Второй назначенец Москвы тоже обиделся на местных жителей по той же причине слабой поддержки его персоны на выборах Главы РА, сказал мне — «надо думать, кого поддерживать на выборах Главы РА» и гнобит алтайцев по-хитрому, по всем направлениям, без матов — не дает помещений для проведения Курултаев или заседаний Тес Тергее алтайского народа, алтайцев не включает в состав официальных делегаций от РА, членов Тес Тергее исключает из состава Советов при Главе РА по алтайскому языку, по межнациональным и межрелигиозным отношениям, пользуясь несправедливыми законами, отбирает земли аборигенов в пользу крупных компаний, богатых фирм и людей. По его негласному указанию руководители города и районов аналогично действуют на местах по отношению к местным жителям. Например, нынешний мэр Улалу, Сафронова О.А., якобы, так и не нашла в годовом графике работы городского ДК ни одного дня и даже вечернего времени, чтобы алтайцы города, платящие налоги и в городской бюджет, провели свой Курултай. Это стало обычным делом и жалобы аборигенов Президенту посылаются для ответа этому же Главе РА и круг замкнулся…

А причиной для написания этого письма послужили сигналы в СМИ, где власть предержащие стали вовсю рапортовать о будущем культурном центре РА в Горно-Алтайске. То есть, видимо, повторится сценарий как с Домом Дружбы народов (ДДН), коим переименовали бывший Дом Печати и куда не пускают алтайцев в лице их регионального общественного движения «Курултай алтайского народа» (РОД КАН). Как высказался один почетный гражданин РА — «Тес Тергее ремонтирует ДДН уже по пятому разу», имея в виду то, что на каждую заявку РОД КАН представить зал для заседания своего правления — Тес Тергее, отвечают, что или «на это время запланированы другие мероприятия», или «на указанный вами день проводятся ремонтные работы»‘.

Или повторится сценарий власти, который, я так понимаю, они вынашивают с новым зданием единственной городской алтайской школы №7, на строительство которой Президент России выделил федеральные деньги со словами: «Алтайский язык относится к древнейшим тюркским языкам, это, по сути, база всех остальных тюркских языков. Мы вообще гораздо больше внимания должны уделять изучению национальных культур, обычаев, языков. Ну а если в плачевном состоянии находится школа, которая преподает национальные языки, это, конечно, недопустимо. Вы мне сказали: помогите эту школу сохранить и восстановить, я вам обещаю – мы это сделаем«. После решения Президента России о выделении денег тогдашние Глава РА Бердников А.В. и мэр Горно-Алтайска Облогин В.А. стали везде на встречах с населением говорить: «В это новое здание школы №7 разгрузим часть учащихся школ №3 и №4». То есть когда алтайские дети ютились и учились в приспособленном, арендуемом, старом здании – это было нормальным, а когда наконец замаячила им перспектива иметь свое здание, то надо сразу туда разгружать другие школы. При этом на аргументы городской администрации, которые они приводили мне, что в школе №7 учатся всего 500 детей, а новое здание рассчитано на 750 детей, тогдашняя директор школы Чуйчина Н.М. при разговоре со мной сразу парировала тем, что «мы не можем принять больше детей, так как существующие площади не позволяют это делать. И это хорошо знают в администрации города. Если площади позволят, то мы можем принять и 1000, и больше 1000 детей алтайцев, которые сейчас разбросаны по другим школам».

Но потом Хорохордин О.Л. восстановил справедливость, в здании республиканской гимназии на заседании Совета по алтайскому языку на этот мой вопрос перед телекамерами ответил: «Стоит вопрос: школу новую построить для алтайцев. Вот чем я занимаюсь сейчас. Поручение президента 5 лет не выполняется. Вот чем я занимаюсь. Она будет построена для алтайцев». За это его обещание по новому зданию школы №7 алтайцы О.Л. Хорохордину выразили свою публичную благодарность через СМИ и надеются, что он сдержит свое слово.

Вернемся к культурному центру Республики Алтай. Так вот, нынешний мэр Сафронова О.А. еще росла, работала, набиралась опыта и была еще далека от управления столицей РА, когда алтайцы говорили и писали всем представителям власти, что нет у них оформленного в алтайском стиле ни одного места, где они могут собраться, послушать кай, принять своих гостей из дальнего и ближнего зарубежья, попеть алтайские песни и позаниматься алтайскими рукоделиями. Помолиться, наконец, по своим алтайским праздникам. А то получается, что по каждому чиху государствообразующей партии на площади Ленина соберутся, помитингуют, потом туда же собираются по мероприятию для алтайского праздника, разожгут на заплеванном месте якобы священный костер, артисты якобы помолятся духам Алтая, и тут же вечером коммунальные службы пройдутся метлой по месту театрального священного костра… Алтайцам негде собраться и провести свои обряды. На их Родине загадили почти все источники, перевалы, много где на священных, сакральных местах стали строить торговые точки, турбазы и т.п.

Учитывая всё это, алтайцы долго и безрезультатно просили власти РА построить им свой, алтайский, духовно-культурный центр.

Но когда Главой РА стал Зубакин С.И., он показал себя последовательным, держащим слово руководителем. Алтайцы тогда говорили и писали, что нет учебников по алтайскому языку, что детей алтайскому языку учителя учат по самодельным букварям. А такое было, я еще за свои деньги раздавал учителям алтайского языка города канцелярские товары. На учебники по алтайскому языку бюджет РА выделял в разные годы от 300 до 700 тысяч рублей в год. Семен Иванович взял да и выделил аж 5 миллионов рублей теми деньгами на печатание учебников алтайского языка, а печатать оказалось нечего – не разработаны учебники по алтайскому языку, хотя проедающих свою зарплату и доблестно, как и сейчас, отчитывающихся за свой ратный труд по алтайскому языку в министерстве образования РА и в РИПКРО РА было много. Только сегодня, нынешними деньгами, по всем вопросам алтайского языка, включая мультики, телевидение, газеты, концерты, в бюджет РА начали закладывать в бюджет Республики по 10 миллионов рублей в год. А тогда, теми деньгами, только на учебники по алтайскому языку было выделено 5 млн рублей!

Семен Иванович так же по-государственному подошел и к вопросу строительства культурного центра алтайцев. По его поручению тогдашний министр культуры РА Ялбакова Е.Ч. попросила у меня наши наработки по культурному центру алтайцев и я ей передал землеустроительные документы с согласующими подписями председателя комитета по экологии РА Сабина В.К. и архитекторы города, архитектурные наброски Дьажый Тогочоевой и инженерные эскизы Карана Кошева на горе Аян, что выше пожарной части. Потом мне сказали, что туда тянуть инженерные сети канализации, водо- и электроснабжения тяжело и предложили построить алтайский духовно-культурный центр на территории за ДК города, около кинотеатра «Голубой Алтай». Мы согласились. Потом я услышал, что из названия «Алтайский культурный центр» убрали слово «алтайский», что это режет слух чиновников. Сказали, что всё равно «это по сути будет единственный алтайский духовно-культурный центр алтайцев на всей территории РА» и что «никто не посягнет на ваше здание». Это было сделано так, как из названия «областная национальная средняя школа» убрали слово «национальная» и назвали просто «республиканская гимназия». И только теперь начали раздаваться робкие слова некоторых политиков, что надо возвращать слово «национальная». Я давно говорил и писал, что надо добавить это слово и в название школы №7 города Улалу. По этому вопросу я получил ответ из министерства образования РФ, что решают это на местах региональные власти, а местные чиновники мне сказали, что в уставе школы записано, что все учащиеся этой школы изучают алтайский язык по основной программе и этого достаточно.

Теперь и новый мэр Улалу, Сафронова О.А., стала говорить на встречах – «начнется строительство культурного центра РА».

Во всех национальных субъектах России есть крупные строения, и не по одному, построенные для духовно-культурных потребностей их коренного населения. Вот недавно открыли самый крупный дацан России в Республике Тыва. Такого духовно-культурного здания, хоть и маленького, нет только в Республике Алтай для коренного населения. Есть опасения, что все нынешние представители власти сделают вид, что и не слышали, что этот «Центр культурного развития РА» строится для аборигенов Республики Алтай. Говорю и пишу об этом, чтобы не было поздно и пока живы и помнят об истории алтайского духовно-культурного центра Зубакин С.И., Ялбакова Е.Ч и другие свидетели рассмотрения этого вопроса. Чтобы не получилось, как сейчас, что у хозяев земель Республики Алтай у себя на Родине не было ни одного своего духовно-культурного, алтайского центра…

Уважаемый Владимир Владимирович! Повторно обращаемся к Вам за помощью в решении всех национальных и территориальных вопросов аборигенов Республики Алтай у них на Родине. Просим Вашего вмешательства в работу местной региональной власти под руководством нынешнего Главы РА Хорохордина О.Л. с целью справедливого решения всех затронутых в данном письме вопросов.

Председатель Правления — Тес Тергее РОД «Курултай алтайского народа» В. Кудирмеков

Post by admin

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *