Пассажирские перевозки: кто виноват и что делать?

Пассажирские перевозки: кто виноват и что делать?

Если вас спросят, как обстоят дела с общественным транспортом в Горно-Алтайске, что вы ответите? Наверное, мы не ошибемся, предположив, что ничего хорошего вы не скажете. Единственный наш общественный транспорт — автобусы — не всегда ходит по графику, то не хватает водителей, то конфликтуют на весь город в соцсетях кондукторы с пассажирами, то стоимость проезда повышают, а лучше не становится, то автобусов больших наобещают, а их нет… Триггерная тема, в общем, как сказали бы психологи.
Депутат Госсобрания — Эл Курултай Республики Алтай Сергей Кухтуеков не один год изучал эту тему с разных сторон и поделился с нашим изданием видением, как решать все эти проблемы.

Окончание. Начало в №30

— Сейчас говорят – давайте сделаем муниципальное предприятие, привезем из Москвы низкопольные автобусы и вопрос решится, потому что бизнес не в состоянии решить вопрос пассажирских перевозок, именно бизнес виноват в том, что у нас все плохо сегодня. Мое мнение – законы экономики одинаковы для всех и обойти их нельзя. Яблоко всегда падает на землю, а люди за зарплату ниже рыночной работать не будут. Это аксиома. Соответственно, если мы налепим на автобус табличку о том, что это не ИП, скажем, Калачиков, а МУП «Горно-Алтайский пассажир», от этого ничего не поменяется.
-Но ведь МУПы, как правило, работают без прибыли, а бизнес работает, что бы получать прибыль. Может, в этом разница и смысл для тех, кто ратует за единого пассажирского оператора в виде МУПа?
— Вы правы в том, что МУП работает без прибыли. И на этом можно сдерживать тариф. Но судя по практике, если случается поломка непредвиденная, а это частое явление, то новые затраты берутся из бюджета учредителя МУПа, то есть из нашего кармана. Ну и коррупционные риски увеличиваются, а доход коррупционера – это деньги из нашего кармана, опять же. Вспомните недавний случай с МКУ «Городское хозяйство и лесничество». Там из-за коррупции задержан руководитель. Он много лет «руководил». МУПу также нужны гаражи, зарплата, – МУП ведь тоже набирает людей на рынке труда. Также им нужна заправка, туалеты, они также подвержены всевозможным проверкам, затратам, налогам, ремонту. Все то же самое. Причем государство сейчас говорит, что от МУПов нужно избавляться, потому что это не конкурентная история, а нам нужна конкуренция, именно она расставляет все на свои места, улучшает качество и снижает стоимость. Представьте, не было бы конкуренции? Тариф бы рублей 100 был.
— То есть, если будет МУП, конкурировать будет не с кем и тариф будет такой, какой скажет МУП?
— Да. У нас же все тарифы формируются в основном по затратному принципу. Чем больше затрат, тем выше тариф. Ну а затраты можно раздуть до небес. Например, зарплату заоблачную начислять руководителям. Поэтому нужно выстраивать честную, открытую конкуренцию и поддерживать конкурентную среду и бизнес-климат. Думаю, если решить эти вопросы, которые мы с вами обсудили – а они в принципе решаемы – то тогда на какое-то время, до того момента как инфляция съест все это, стабилизируется ситуация. Но в целом, конечно, нашему городу не хватает по меньшей мере двух транспортных артерий к тем, что есть. Мы вполне могли бы вернуться к тому проекту, который делал еще Виктор Облогин, сделать третью линию вдоль Тугаи, есть возможность сделать дорогу, грубо говоря, Заречная – Пушкина. Никто за это не берется, потому что рутина не позволяет, но если посмотреть на перспективу, то такое решение напрашивается. Кроме этого, мы можем закольцевать многие тупиковые микрорайоны, допустим, Студенческий микрорайон с Партизанским логом и далее с Каясом, район Афганцев с районом Байат и с районом Алферово. Там напрашивается транспортная инфраструктура, потому что, грубо говоря, подниматься людям тяжелее, чем спускаться. Если бы у нас было внешнее кольцо, как в Москве, по окраинам города, и кольцевое движение автобусов, то это была бы, возможно, востребованная история для пассажиров, более удобная для транспорта, пассажирского в том числе, и это бы дало толчок для развития Горно-Алтайска. Дороги и другие линейные объекты – это скелет города, скелет экономики и социальной сферы. Это необходимо делать. У нас, к сожалению, скелет убогий – одна улица и куча наростов. На неё все грузится, её постоянно ремонтируют, её постоянно топит, плюс шумовое загрязнение, загазованность. И мы ничего не делаем в этом плане. Виктор Александрович все-таки, несмотря на загруженность, смотрел вперед и массу усилий потратил, чтоб сделать проект дороги. Его уже сейчас можно частично запускать, начиная с того места, где заправка «Газпромнефть» на объездной, довести ее хотя бы до автовокзала. Там позволяет ширина проезжей части – асфальтируйте и спокойно, без переноса зданий, без сноса линейных объектов можно будет доехать до вокзала и выйти на проспект. Вот уже третья линия в этом месте. А улица Заречная уходит мимо Рабочей и можно спокойно вдоль горы проводить эту дорогу. Выходить она может к «Магису» через Журавлиный лог, причем повышать доступность этих районов и соединять Майму с Каясом. И не как сейчас, когда сначала спустились на проспект и потом поехали в Майму. На самом деле, давно нужно было начать соединять части города между собой. В глобальном плане это получится внешнее транспортное кольцо, которое со временем перерастет в то, что мы приблизимся к Манжероку, Соузге по горным районам. То есть, город будет развиваться. В любом случае обществу нужна широкая дискуссия по этому вопросу.
— По крайней мере, будут варианты проезда. Сейчас их нет.
— Да, город будет развиваться, темпы большие, и через 20 лет, думаю, у нас таких поселков будет куча. Но транспортную сеть нужно планировать сейчас, начинать ее проектировать и начинать постепенно вкладываться. А сейчас нет грамотной стратегии, у нас нет специалистов, которые бы хорошо разбирались в городском коммунальном хозяйстве с точки зрения современного города. Архитектора города тоже нет. Проблемы у нас решаются по мере их поступления. Поднять голову, посмотреть вверх или куда-то за горизонт никто не может.
— Но ведь есть центр развития, который создал Глава РА Олег Хорохордин. Они какой-то градостроительный совет создали. Вроде бы специалист опытный руководит?
— Да, есть. Затраты бюджет понес на его содержание. Но эффекта нет совсем. Деньги на ветер. Они больше занимаются землей, чем развитием.
Отчасти смысл транспортной инфраструктуры с точки зрения пассажирских перевозок в том, чтобы до любой остановки безопасно смог доехать большой низкопольный автобус. Для этого необходимо сформировать перспективный план развития транспортной инфраструктуры и начать его планомерно реализовывать. А то на центральную площадь мы тратим 125 миллионов, а проекта транспортной инфраструктуры на 20 лет вперед нет. Хаос просто. Важно принять нормативно-правовой акт о том, что уклон дорог более 5% при проектировании не допускается. А то понаделали крутых улиц и теперь люди мучаются.
— Если подытожить все, что мы с вами обсудили и ответить на вопрос, кто виноват и что делать, какое будет резюме?
— Думаю отчасти виновато руководство Союза пассажирских перевозчиков. Эта мутная история с устаревшими бумажными проездными, которые часто продаются на «Авито» – их прямая недоработка, а может и злой умысел, точно не знаю, но полагаю, что правоохранительные органы могли бы помочь развеять мои сомнения. У меня нет уверенности, что деньги, собранные с пассажиров за проездные, стопроцентно доходят до предпринимателей.
Также комитет по тарифам буквально муштрует и душит бизнес. Такое ощущение, что пытаются разорить бизнес. У предпринимателей уходит много времени, чтобы доказать, что по такому тарифу затраты превышают прибыль. Не так давно все-таки удалось найти некий компромисс – установили тариф 25 рублей, но вмешался Олег Хорохордин и волюнтаристски запретил такое повышение. Он на это права не имел. Срок его полномочий заканчивается, уедет, а мы останемся у разбитого корыта. Лучше бы он применил власть и навел порядок на единственной газозаправочной станции, с туалетами бы разобрался, чем популизмом занимался.
— Сергей Владимирович, вы говорите о том, как плохи дела у бизнеса пассажирских перевозок, но почему тогда предприниматели не перейдут в другой бизнес?
— Большинство рядовых предпринимателей закредитованы выше крыши, в залоге все и малейший сбой в работе грозит банкротством. Большинство из них многие годы работали на благо города и для них огромный стресс и угроза банкротства поменять направление работы. Это сделать крайне сложно, если нет финансовой подушки безопасности, а ее нет! При этом люди замечают, что руководитель Союза автоперевозчиков ездит на очень дорогом автомобиле. Не знаю, как там коррелируют доходы с расходами, самому интересно. Ну а большинство предпринимателей тепло отзываются о бывшем руководителе Борисе Усольцеве и ставят его в пример.
Так вот. Нам необходимо поэтапное повышение тарифа. Плавно, понемногу, но его нужно выравнивать с другими сибирскими городами, это закон экономики. Горно-Алтайской администрации необходимо предусмотреть систему бонусов за бесперебойную систему работы перевозчиков и поменять систему социальной защиты населения, чтобы при повышении тарифа было меньше стрессов у граждан. Так же руководство города может в кратчайшие сроки решить вопрос с туалетами и «зеленой волной» и наконец повысить качество зимнего и летного содержания улиц. Про улучшение перспектив транспортной системы я подробно рассказал. Это Администрация обязана начать делать.
Хотел бы еще отметить вот что. Наш профсоюз перевозчиков, по сути, профсоюзом не является. Он не защищает права предпринимателей, права водителей и кондукторов. За то, что водитель рассказал мне без купюр, на камеру о сложившейся в отрасли ситуации, на него оказали огромное давление само руководство профсоюза, он уехал в другой регион. На меня самого оказывали давление. Я понял, что люди побаиваются и зачастую даже сами не знают, чего боятся. Поэтому если бы профсоюз водителей и кондукторов существовал реально, эти вопросы бы давно решились. Тут важно понимать, что на бумаге у нас есть Республиканский профсоюз, но он, похоже, больше обеспечивает легитимность власти, чем борется за права граждан. Это хорошо было видно на примере конфликта в «Алтайдын Чолмоны», с невыплатой привычных премий в детских садах и системе здравоохранения, в локальных конфликтах коллективов бюджетных организаций и руководителей. В общем, по моему мнению, не работает этот орган так, как должен работать. Слишком лоялен к властям. Тут нужен пусть даже не формальный профсоюз хотя бы половины участников рынка. Тогда можно будет решить все вопросы! Ждать чего-то – это медленно умирать. Та же история с профсоюзами врачей, учителей и других социальных слоев, которые тянут лямку, мучаются от безденежья, но до сих пор не поняли, что в единстве сила.
— А как быть гражданам, которые пострадают от повышения тарифа?
— Я думаю, что у большинства уже давно есть понимание, что граждане и бизнес – это две ноги одного организма, именуемого обществом. Если сломать одну ногу, организм долго на одной не простоит. Рухнет. Транспортный коллапс никому пользы и радости не принесет.
-Сергей Владимирович, не боитесь, что из-за вашего мнения у вас убавится сторонников? Вы же политик, для вас важна общественная поддержка.
— Да, я это понимаю. Но меня многие просили это сделать. Все, что я высказывал – это искренне и обосновано. Моя совесть чиста. Время все расставит на свои места.
Удачи нам всем!
Инна Жулаева

Post by admin

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *