Как бороться с «допниками»?

БОРОТЬСЯ С «ДОПНИКАМИ»?

Казалось бы, обычное, рутинное дело – купить полис ОСАГО и ездить себе весь год спокойно. Но как обычно бывает: купил, ездишь себе, ездишь, время летит незаметно. Проходит год, и тут в голове мысль такая, хлоп! – а не пора ли продлять страховку? Смотришь, и действительно, она истекает уже через день-два. Именно так началась история и автора этих строк.
Времени нет, автомобиль нужен каждый день, и чтобы сэкономить время, не стал сидеть за компом в онлайн-калькуляторах, а решил просто обратиться к агентам. Прошлый полис был куплен в одном из так называемых «вагончиков» в спешном порядке, так как недавно купленный авто надо было срочно застраховать и поставить на учет, счет времени шел на считанные минуты. При этом согласились застраховать при условии оплаты «допника» – дополнительной страховки. В тот раз я махнул рукой – времени не было, деньги были, да и допник был не такой уж и большой суммы, порядка трёх тысяч рублей.
Многие страховые агенты не хотят страховать старые авто с правым рулём или отечественные автомобили, и для этого придумывают всяческие уловки. Закон запрещает страховым компаниям отказывать в страховке по ОСАГО, поэтому они прямо не отказывают, а говорят «извините, у нас что-то система зависла, не отвечает», либо страховщики кроме полиса ОСАГО навязывают покупку дополнительной страховки – страховку жизни и здоровья при ДТП и тому подобные добровольные виды страховок.
И вот по истечении года я решил как-нибудь просто продлить полис, без этих всяких допников. Моя страховая компания на букву «А», если верить информации поисковиков, якобы имела представительство в районе Автовокзала. Туда я и направился. Кстати, в ходе посещения их офиса выяснилось, что они обычные страховые агенты, коих легион, а вовсе не офис конкретно страховой компании на букву «А» ….
В конторе сидели две приличные на вид девушки. Я объяснил, что цель моего визита – продление полиса. Подал документы, девушка, имя которой так же начиналось на букву «А», сказала, что сумма страховки составит около 14500 р. Я спросил, почему так дорого, на что она ответила, что 1000 рублей – это их агентская комиссия, а остальное – страховка, да и с прошлого года было ощутимое удорожание полисов. Что делать? Идти страховаться в другую компанию времени не было, а уже через день срок действия полиса истекал. Поэтому я передал деньги, она распечатала полис и отдала его мне. Но когда я взял в руки оформленный полис, то удивлению и возмущению не было предела: сумма страховой премии за полис ОСАГО была всего 8542,07 руб. Я спрашиваю, это как так? Отдал 14 с половиной тысяч за что? Девушка стала пояснять, что у меня тут еще «допник» на 5016,92 руб. Я говорю, так ведь я пришел просто продлить полис ОСАГО, мне не нужен «допник». Она ответила, что ОСАГО только вместе с «допником» продляются, и у меня в прошлый раз тоже был допник. Я ей объясняю, что мне не нужен допник, верните деньги за него, которые я вам сейчас только отдал. Девушка стала пояснять, что не может вернуть деньги, так как полис она оплачивала со своей личной карты, а еще у них там в программе галочка только на два договора, и счет сразу на два полиса, а для расторжения надо квитанцию, а если мы эту квитанцию приложим, то расторгнутся сразу оба полиса. Я говорю – хорошо, давайте расторгнем все-таки только один «допник». Она упирается: нет, расторгнуть можно только совместно с полисом ОСАГО, при этом теряете 23% от уплаченной суммы. Вот вам бумага (дает чистый лист), хорошо, пишите. Так, ксерокопию паспорта сейчас сниму, и надо еще реквизиты официальные принести из банка, с печатью банка, они по запросу делают. Подключается вторая девушка: да-да, пускай-пускай пишет. Расторгнем, 23% спишут, и пусть попробует свой старый микроавтобус где-нибудь в другой компании застраховать, кто его, интересно, страховать возьмется?
Я понимаю, что начинается конкретный мошеннический спектакль. Даже если я напишу сейчас какое-то заявление, они, возможно, сделают всё, чтобы мне напакостить и воспрепятствовать расторжению «допника», поэтому было принято решение поскорее покинуть это заведение и решать проблему по избавлению от «допника» своими силами.
В ходе интернет-сёрфинга выяснилось, что такие навязанные дополнительные полисы добровольного страхования можно успешно расторгать. Для этого Банк России выпустил специальное Указание от 20 ноября 2015 года №3854-У «О минимальных (стандартных) требованиях к условиям и порядку осуществления отдельных видов добровольного страхования», согласно которым при отдельных видах добровольного страхования, как в нашем рассматриваемом случае, предусмотрен так называемый «период охлаждения», который действует в течение 14 дней. За это время страхователь (то есть вы) может в одностороннем порядке расторгнуть договор и вернуть уплаченную страховую премию либо в полном объеме (если страховка еще не начала действие), либо близкой к этому – чем раньше обратитесь, тем меньшую сумму спишут за дни действия страховки. В моем случае из уплаченных средств 5016 руб. вернули 5003 рубля, так как договор страхования начинал действовать с 13 сентября, жалобу с заявлением на расторжение я подал 15 сентября, а вернули деньги уже 18-го числа. На выяснение механизма возврата денег, выход на прямую связь со страховой и подготовку пакета документов ушел день.
В первый день попадания в эту неловкую ситуацию я изучал пути решения вопроса в Интернете, а также обратился в Национальный банк Республики Алтай – так как именно Банк России и его представительства принимают жалобы на действия страховщиков. Кроме этого, жалобы на страховые компании в случае с автострахованием принимает РСА – Российский союз автостраховщиков. В Нацбанке мою проблему выслушала специалист экономического отдела, если не ошибаюсь, Володина Марина Вячеславовна. Она так же подробно проинструктировала меня, как действовать в этой ситуации, за что ей отдельная благодарность.
Итак, я вышел на контакт со страховой компанией, мне выдали список документов для расторжения «допника», который включает в себя следующие документы : бланк с заявлением на расторжение, копия паспорта, бланк полиса добровольного страхования («допник»), реквизиты моего банковского счета для возврата средств. И всё! Никаких там двойных квитанций полиса ОСАГО и допника, никаких оригиналов полисов, специально оплаченных в банке реквизитов с печатью и прочих выдуманных телодвижений. Дополнительно я приметил, что бланк страховой компании в основном разработан для ОСАГО, по наличию характерных случаев, когда возвращают страховку по причине продажи авто, смерти страхователя и т.п., а конкретно моего случая не было, поэтому в бланке я выбрал пункт с причиной расторжения «иные случаи, предусмотренные законодательством РФ», а в поле для заполнения прилагаемых документов помимо основного пакеты документов указал и приложил Пояснительную записку, в которой подробно расписал причины и основания для расторжения договора страхования.
Кстати, при страховке в прошлом году мне даже не распечатали «допник», а в этот раз девушка на букву «А» распечатала лицевую сторону полиса и выдала это как достижение. Потом же я, когда зарегистрировался на сайте страховой компании и зашел в личный кабинет, увидел список со своими заключенными договорами страхования. Скачал пдф-версию полиса и там уже увидел кроме полиса ОСАГО и «допника» остальные страницы заключенного договора. Согласно законодательству, при заключении таких «допников» клиент должен быть ознакомлен страховщиком с Условиями договора – они были в пдф-ке отдельной страницей. А так же в обязательном порядке ознакомлен и и с КИД – ключевым информационным документом. В этом КИДе подробно прописаны все условия этого добровольного страхования, в том числе описан механизм расторжения договора. Кроме того, страховая агентша уверяла меня, что этот допник она якобы просто продлила. А в документе я увидел, что там есть специальная пометка, продлен этот полис или же он новый. Отметка обозначала, что заключен новый «допник», это же видно и в личном кабинете на сайте страховой. Так что еще одна маленькая ложь в копилку горе-страховых агентов. Да чего говорить, они даже не могли мне объяснить, что этим «допником» застраховано! А по закону уже является основанием для расторжения такой факт, если вас не ознакомили с условиями страхования и не предоставили КИД. При расторжении страховки-«допника» необходимо в заявлении отметить этот факт, как и сослаться на вышеупомянутое Указание Банка России.
Еще один мелкий, пакостный нюанс: они к полису ОСАГО прикрепляют свою визитку с контактными данными и делают это аккурат таким образом, чтобы визитка закрывала сумму страховой премии, чтобы клиенту не бросилось в глаза то, что отдал он 14500, а сумма полиса ОСАГО в итоге составила 8542 рубля 07 копеек. Понятно, что время сейчас такое, что за каждую копейку нас готовы ободрать как липку, все хотят на нас заработать. Но раньше хотя бы страховые агенты хоть и с сожалеющим видом, но уведомляли, что могут сделать страховку только с «допником». А теперь данный случай показал, что вам могут впарить эту страховку, ничего вам не сказав, при этом дружелюбно улыбаясь вам и говоря приятные слова.
Таким образом, на своем отчасти горьком опыте я убедился, что не стоит расслабляться и поддаваться чарам красивых страховых агентш. А этот механизм по возврату навязанных страховок действует не только касаемо автострахования, но и других видов страховок, в том числе кучи лишних «допников» при оформлении кредита, ипотеки и других операций. Каких? Поисковик вам в помощь!

С уважением, Мерген Челтанов

Post by admin

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *