Как депутаты сами себе полномочия урезали

КАК ДЕПУТАТЫ САМИ СЕБЕ ПОЛНОМОЧИЯ УРЕЗАЛИ

На прошлой неделе, 4 октября, состоялась очередная, XXXVIII сессия Государственного Собрания – Эл Курултай Республики Алтай седьмого созыва. В парламентском заседании, первом после каникул, приняли участие 37 депутатов из 41. В начале заседания депутат Сергей Кухтуеков предложил обратить внимание на тот самый, наделавший много шума конституционный закон: «Его отозвали из-за того, что некие силы пытаются дестабилизировать обстановку. Думаю, нам надо этот закон на сессии обсудить и решением сессии отклонить, тогда все будет совершенно четко и понятно, кто за этот закон, а кто нет, а то как-то непонятно». Но Виктор Ромашкин напомнил, что тот, кто вносит закон, может его и отозвать без объяснения причин. «Конечно, прежде чем вносить, надо десять раз подумать, тем не менее, сегодня нет предмета обсуждения», – сказал он. При этом депутат Леонид Казанцев сообщил, что сегодня отдал в канцелярию собранные жителями Усть-Коксинского района подписи против этого закона.

Хребет Чихачева и расширение ООПТ

Парламентарии заслушали поступившее в Секретариат сессии обращение депутатов Республики Алтай от Кош-Агачского района Эзена Сюйлешева, Самата Кагарманова, Бориса Бидинова и Ержаната Бегенова по вопросу возможного расширения особо охраняемых природных территорий природного парка «Сайлюгемский».
Его текст озвучил Эзен Сюйлешев: «В настоящее время в средствах массовой информации активно поднимается тема расширения особо охраняемых природных территорий Национального парка «Сайлюгемский» и создания новой особо охраняемой природной территории, в связи с чем к нам, депутатам, поступают многочисленные обращения жителей Кош-Агачского района, несогласных с расширением ООПТ на хребте Чихачева, поскольку данные территории используются коренными жителями, в числе которых имеются коренные малочисленные народы, для разведения скота, который для отдельных семей является единственным источником дохода. Животноводство – основа экономики района, это уклад жизни, культурные традиции и источник существования населения. Кроме того, эти земли имеют сакральное значение для жителей Кош-Агачского района и многие земли являются родовыми… Просим направить наше обращение Главе РА, Председателю Правительства РА Олегу Леонидовичу Хорохордину для рассмотрения и дачи ответа».
Самат Кагарманов также от имени населения района высказал пожелание о проведении публичных слушаний по вышеуказанному вопросу. Еражанат Бегенов отметил, что на территории расположено несколько животноводческих стоянок, а также большое количество курганов и это надо учитывать.
Александр Груздев рассказал, что в июне комитет по экологии и природопользованию ГС – ЭК проводил выездное заседание в Кош-Агачском районе по рассматриваемым вопросам: «Олег Леонидович, жители района, депутаты (на тот момент) Кош-Агачского района, комитет ГС – ЭК РА были единогласны во мнении, что расширение, создание федеральной ООПТ недопустимо на данной территории. Там есть Сайлюгемский парк, там испокон веков уживались и барсы, и архары, и козероги, и люди. Каждый занимал свой, так скажем, горизонт. Где живет барс – не живут люди. И все бы ничего, но вопрос такой – откуда такое мнение о местных жителях, что они истребляют эту популяцию? Вот именно присутствие хозяйственной деятельности на этой территории влияет на популяцию снежного барса. Снежный барс – мигрирующее животное, которое благополучно живет в Монголии, благополучно приходит на территорию Республики Алтай, точно так же, как архары… На прошедшем совещании господин Маликов заявил, что необходимо убрать местные породы собак и завезти туда специально обученных, чтобы пастухи именно ими пользовались. Это уже настораживает, это вмешательство в образ жизни населения… И последнее. На сегодня численность сотрудников национального парка достаточная для поддержания порядка в целях пресечения браконьерской деятельности. В то же время Комитет по охране и воспроизводству животного мира недостаточно укомплектован сотрудниками, чтоб вести полноценную охрану. Из совещания, проведенного вами, стало известно, что Маликов предлагает еще 36 сотрудников для охраны этой территории. Если бы 36 человек дать Комитету по охране и воспроизводству – по-моему, вопрос бы вообще не стоял, они абсолютно бы справились с поставленной задачей. И еще, Олег Леонидович, вы прислушались к мнению Общественной палаты, но возникает вопрос, почему вы не прислушались к мнению депутатов муниципального образования и депутатам Республики Алтай?»

«Решения никакие не приняты»

Мария Демина высказалась в поддержку коллег: «Я полагаю, что границы надо пересматривать, потому что в состав границ парка в том числе вошли земли сельхозназначения, собственниками которых являются граждане, получившие эти земли в порядке проведения земельной реформы. Конечно, их права ограничены. Почему, решая такие вопросы, обходят стороной население? Почему не проводят общественные слушания?»
Аскар Тулебаев отметил, что группа независимых депутатов также получает многочисленные обращения о расширении Сайлюгемского парка и они поддерживают коллег.
Глава республики Олег Хорохордин сказал, что совещание, о котором упомянули, проводил не он, а зампредседателя Правительства РФ Виктория Абрамченко, решения никакие не приняты, вопрос обсуждается, «и вы глубоко ошибаетесь, говоря, что я не прислушиваюсь к жителям района. Вовсе нет. В первую очередь к ним прислушиваюсь и потом выражаю свое мнение и предложения в федеральное правительство. Запрос направлен, все будет обсуждаться с жителями, будет приниматься решение, ответ вам придет. Добавлю – традиционноес хозяйствование и прочее, это все будет учитываться. Но охранные зоны не запрещают ведения сельского хозяйства, ни стоянки, ни выпас. Это законодательно закреплено. Не надо это ставить в аргумент… Не мы этот вопрос поставили. Там действительно нет ни козерога, ни козлов, ни барса. С той стороны на границе монголы давно сделали охранную зону. Сайлюгемский парк в 2012 году организовали, сейчас кишит зверь там, и барс есть, и следы, и видят барса. Хребет Чихачева – это 100 тысяч гектар всего, это совсем небольшая история, там пять стоянок, я видел сам, проезжал, как они были, так и есть. Может быть, есть еще стоянки. Не нужно сейчас напрягать ситуацию, вопрос в обсуждении. Я вас слышу и жителей, конечно, слышу».

Закон о такси отправили на доработку

Затем члены республиканского парламента приступили к рассмотрению законопроектов из принятой повестки сессии.
Законопроект РА «О регулировании отдельных вопросов в области организации перевозок пассажиров и багажа легковым такси на территории Республики Алтай и о признании утратившими силу некоторых законодательных актов Республики Алтай» представила исполняющий обязанности министра сельского хозяйства Республики Алтай Наталья Табакаева.
По ее словам, проект принимается в связи с принятием Федерального закона от 29 декабря 2022 года № 580-ФЗ «Об организации перевозок пассажиров и багажа легковым такси в Российской Федерации, о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и о признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации».
Проектом закона предлагается урегулировать отдельные вопросы в области организации перевозок пассажиров и багажа легковым такси на территории Республики Алтай, в том числе: установить полномочия Государственного Собрания – Эл Курултай Республики Алтай в области организации перевозок пассажиров и багажа легковым такси; установить полномочия Правительства Республики Алтай в области организации перевозок пассажиров и багажа легковым такси; предусмотреть положение, согласно которому ведение региональных реестров перевозчиков легковым такси, легковых такси, служб заказа легкового такси осуществляется с использованием федеральной государственной системы легковых такси; установить, что проект закона вступает в силу по истечении 10 дней после дня его официального опубликования и распространяется на правоотношения, возникшие с 1 сентября 2023 года; признать утратившим силу Закон Республики Алтай от 8 июля 2011 года № 37-РЗ «О некоторых вопросах регулирования деятельности по перевозке пассажиров и багажа легковым такси на территории Республики Алтай» и его редакцию.
Мария Демина поинтересовалась: «Вот вы органу исполнительной власти прописываете полномочия по установлению срока о выдаче разрешения, а почему не установлен минимальный срок? Федеральным законом, на который вы ссылаетесь, минимальный срок предусмотрен – не менее 5 лет… Когда начнете работать – такая вакханалия по срокам начнется». – «Я думаю, это все урегулируется». – «А, думаете. Как вы полагаете, в связи с чем вы придаете закону обратную силу?» Ответа не последовало.
— Правильно я понимаю – принятие закона повлечет дополнительные издержки для фирм-перевозчиков и которые в конечном итоге лягут на плечи потребителей? Будут же дополнительные расходы, связанные с регистрацией? Смотрели вообще практику, стоимость данных услуг же повысится? – задал вопросы Дмитрий Софронов.
Наталья Табакаева ответила, что если раньше за регистрацию брали тысячу рублей, то сейчас она будет в электронном виде и бесплатной.
Петр Букач сообщил, что на комитете обсуждалась необходимость хранить данные о перевозках полгода: «Волнует вопрос, будут ли эти данные считаться персональными и какие меры будут приняты по защите этой информации?» Меры будут приняты, данные приравняют к персональным, заверила докладчик.
— Техническое состояние такси, состояние водителя кто-то будет проверять или все будет как было? – спросил Аскар Тулебаев.
— Закон предусматривает дополнительно ведение трех реестров – региональный реестр перевозчиков, региональный реестр легковых такси, региональный реестр служб заказа такси. Это ужесточит требования и к перевозчикам, и к водителям. Еще существует страховка, которая тоже предусматривает все эти изменения. В этом случае страховка гораздо выше чем просто у водителей, страхующих свои автомобили, – сказала Табакаева.
— То есть, соответственно, повысится стоимость перевозок? – уточнил Тулебаев. – У нас просто не во все районы ходят автобусы – к сожалению, до сих пор. И люди вынуждены ездить на такси. Теперь еще и стоимость такси подорожает.
— Пока что не подорожает, потому что обязательные требования в страховании отложены до 1 сентября 2024 года, – был ответ.
Сергей Кухтуеков поинтересовался, почему вопросом перевозок занимается минсельзхоз, в ответ прозвучало, что полномочия по такси передали им. Дмитрий Софронов выступил: «Понимаю, что необходимо принять данный закон, но здесь может быть обратная сторона медали: те люди, которые работают в открытую, понесут дополнительные издержки, а те люди… мне вот приходится часто пользоваться услугами «блаблакарщиков», не говорю про всех, но есть такие экземпляры… с ними невозможно просто ездить. И к сожалению, скорее всего, те, кто будут нести затраты, будут вынуждены их закладывать в стоимость своих услуг… Это как в туризме – кто-то работает и платит налоги и у него цены выше, а кто-то ничего не платит. И вот может быть ситуация, что как раз те, кто не могут открыто работать, уйдут в тень и дальше будут перевозить некачественно по дорогам РА и России».
— Когда нам говорят, что стоимость услуги такси не будет повышена, мы должны понимать ровно наоборот – повысится, и я полагаю, минимум в два раза, – сказала Мария Демина. – Потому что требования к такси предъявляются особые – это раз, второе – на такси может работать только индивидуальный предприниматель, который обязан будет платить налоги и соблюдать иные требования налогового законодательства, самозанятый не может работать на такси. Затем нужно будет содержать службу заказа, ну и масса других требований, которые нужно будет соблюдать, исполняя данный закон Республики Алтай. Конечно, федеральный закон принят, нам нужно принимать свой закон, принять закон в первом чтении, все-таки определиться с компетенцией Государственного Собрания – они до того куце обозначены, хотя если внимательно читать 580-й закон, там расписаны полномочия законодательного органа субъекта – уточнить эти полномочия, коль это вопрос совместного ведения РФ и РА, сформулировать его корректно, а не так коряво, как сегодня. И конечно нельзя придавать закону обратную силу, потому что закон ухудшает положение тех, кто сегодня работает в сфере перевозок граждан. Предлагаю принять закон только в первом чтении и направить его на доработку.
В итоге проект закона не был принят даже в первом чтении: за – 19, против – 1, воздержались – 15, не голосовали – 2. Решением сессии документ был отправлен на доработку.

Про рейтинг парламента и полномочия депутатов

Большинством голосов был принят в первом, втором и окончательном чтении проект закона Республики Алтай «О внесении изменений в Закон Республики Алтай «О статусе депутата Республики Алтай». Его представил председатель Комитета по законодательству, правопорядку и местному самоуправлению Виктор Ромашкин.
Как заявил парламентарий, проектом закона вносятся изменения в Закон Республики Алтай от 19 октября 2011 года № 69-РЗ «О статусе депутата Республики Алтай», исключив из него положения, которыми депутату Республики Алтай предоставлено право на беспрепятственное посещение организаций, не относящихся к органам государственной власти, органам местного самоуправления, государственным и муниципальным организациям, а также на прием в первоочередном порядке руководителями таких организаций.
В связи с принятием указанных изменений, изложены в новой редакции наименование статьи 15 Закона № 69-РЗ. Также проектом предлагается исключить из Закона № 69-РЗ положения о праве депутата Республики Алтай на участие в рассмотрении поставленных им в обращении вопросов на закрытых заседаниях соответствующих органов и организаций.
Как было отмечено, данные изменения вносятся в связи с поступлением в Государственное Собрание – Эл Курултай Республики Алтай экспертного заключения Управления Министерства юстиции Российской Федерации от 29 декабря 2022 года на Закон № 69-РЗ, в котором указано на то, что отдельные положения Закона № 69-РЗ, а именно части 1 статьи 15, части 3 статьи 18 и статьи 23 Закона № 69-РЗ, которыми установлены права депутата на беспрепятственное посещение организаций, не относящихся к органам государственной власти, органам местного самоуправления, государственным и муниципальным организациям, на прием в первоочередном порядке руководителями таких организаций, а также на участие в рассмотрении поставленных им в обращении вопросов на закрытых заседаниях соответствующих органов и организаций, противоречат Гражданскому кодексу Российской Федерации и являются вмешательством в деятельность участников гражданско-правовых отношений.
Виктор Ромашкин отметил, что парламент долго сопротивлялся этим поправкам, но коллеги в Госдуме их не поддержали: «В апреле этого года к нам обратилась уже прокуратура РА с просьбой пятилетний спор закончить и привести в соответствие с федеральным законодательством, то есть эти права у нас из закона изъять. Мы направили письмо в комитет по региональной политике и местному самоуправлению, где расписали все и просили вместе поднимать статус депутата, потому что депутат приходит к руководителям не для того, чтобы решить свои личные вопросы, а для того, чтобы решить вопросы его избирателей. Мы мотивировали это тем, что депутаты Госдумы и сенаторы это право имеют. В июле пришел ответ из комитета Госдумы, они нас также не поддерживают и рекомендуют привести в соответствие. На вопрос, почему такие права есть у сенаторов и депутатов ГД, они отвечают, что у тех наиболее важные государственные функции, осуществление которых не терпит отлагательств и имеет непосредственное влияние на политику государства….» Кроме того, Виктор Васильевич сказал о неком рейтинге законодательных органов, место Республики Алтай в котором якобы не меняется, оставаясь одним из последних, в том числе и потому, что несколько лет нарушался вышеуказанный федеральный закон. «Посовещавшись, мы решили, что как работали, так и будем работать, встречаться; случаев, чтобы депутата кто-то куда-то не пустил, не было, ну и раз идет противоречие и мы в двоечниках, во всех рейтингах отмечается, что мы не привели в соответствие, было принято решение, что в данном случае эти нормы, которые противоречат, исключить».
— Что дает народу Республики Алтай высокий рейтинг парламента, о котором вы сейчас упомянули? И не получится ли так, что после этих поправок рейтинг у парламента будет, а прав у депутатов не будет? – задал вопрос Сергей Кухтуеков. – Мы живем с очень низкими рейтингами Республики Алтай, она всегда в конце списка регионов, низкий рейтинг и Главы у нас постоянно, мы уже к этому привыкли, ну и что такого в низком рейтинге? И что будет с депутатскими контрольными полномочиями, как депутат будет их осуществлять, они же прописаны у нас в Конституции?
Виктор Ромашкин в ответ процитировал часть 6 и 8 статьи 11 федерального 414-го закона: «По приглашению законодательного органа субъекта Российской Федерации руководитель территориального органа федерального органа исполнительной власти выступает на заседаниях законодательного органа субъекта Российской Федерации с информацией о деятельности территориального органа федерального органа исполнительной власти в соответствующем субъекте Российской Федерации и отвечает на вопросы депутатов законодательного органа субъекта Российской Федерации с учетом требований законодательства Российской Федерации о государственной и иной охраняемой законом тайне в порядке, определенном регламентом или иным актом, принятым законодательным органом субъекта Российской Федерации и устанавливающим порядок его деятельности. Приглашение на заседание законодательного органа субъекта Российской Федерации с указанием интересующих депутатов законодательного органа субъекта Российской Федерации вопросов направляется руководителю территориального органа федерального органа исполнительной власти не позднее чем за семь дней до дня проведения заседания… По приглашению законодательного органа субъекта Российской Федерации руководители исполнительных органов субъекта Российской Федерации, должностные лица местного самоуправления выступают на заседаниях законодательного органа субъекта Российской Федерации и отвечают на вопросы депутатов законодательного органа субъекта Российской Федерации с учетом требований законодательства Российской Федерации о государственной и иной охраняемой законом тайне в порядке, определенном регламентом или иным актом, принятым законодательным органом субъекта Российской Федерации и устанавливающим порядок его деятельности… Я вам говорю про то, что мы используем. У нас ни один министр не отказался прийти на заседания комитетов или рабочих групп. Этого достаточно, чтобы исполнять контрольные функции, но в данном случае… мы работаем не ради рейтинга, но тем не менее, нам в каждом письме пишут, что мы нарушаем. Минюст пишут – они просто уговаривают, прокуратура после второго замечания обращается в суд, а там решение уже есть – по десятку субъектов такие решения уже есть… Или мы сами привели в соответствие с законодательством, или нас принудили судебным решением».
— А в других регионах во всех так же происходит? – спросил Петр Букач.
— Да, зачищается везде.
— А прокуратура нам представление писала или с вами лично беседовали?
— Было совещание в прокуратуре, на котором я присутствовал, по итогам этого совещания к нам поступило письмо от 11 апреля 2023 года, подписанное прокурором РА…

Изменения имени Кухтуекова?

Владислав Рябченко отметил: «Есть два подхода, любой депутат определяет тот или иной. Спокойно созваниваетесь с любым руководителем, назначаете встречу, приходите, и не было случая, как сегодня все отметили, а на комитете подтвердили, чтобы кто-то отказался встречаться с депутатом и обсудить какие-то наболевшие проблемы. Если с порога на проходной учинить скандал, на вытянутой руке заносить телефон, потом самому заходить, и со всеми вытекающими последствиями… Руководитель, понятно, сразу встречает в штыки, диалога не получается, получается очередной скандал с участием определенных лиц, в том числе депутатов. Считаю, необходимо поддержать указанный законопроект и привести в соответствие с федеральным законодательством».
Мария Демина считает, что полномочия депутата сжимаются как шагреневая кожа: «Я не случайно спрашивала у Виктора Васильевича, а какому федеральному закону противоречит эта норма? Не смог ответить – «а вот юристы, а вот суды…». Суды – такие же органы госвласти, мы обязаны исполнять решения судов, но это не означает, что мы должны слепо со всем соглашаться. Вот у нас Верховный суд пришел к выводу, что нормативно-правовые акты не должны публиковаться, достаточно на гвоздике где-то их разместить или на сайте муниципального образования и это будет считаться официальным публикованием. Но у нас есть Конституция РФ, которая прямо предписывает, что организация органов государственной власти субъекта – это предмет совместного ведения. А вы нам рассказываете, что полномочия органов власти субъекта определяются только федеральным законом… если у вас есть какие-то сомнения, давайте обратимся в Конституционный суд РФ и пусть он разъяснит, можем мы или нет… Вот именно что зачищаются, а не приводятся в соответствие, и это зачищение приводит к тому, что мы так сегодня с вами живем. Я категорически против принятия этого закона. Если мы хотим себя чувствовать цивилизованными людьми, то действовать нужно не по указанию сверху, а в соответствии с Конституцией РФ и федеральными законами. Федеральный закон нам этого не запрещает, и не надо ссылаться на Гражданский кодекс…»
Выступил Сергей Кухтуеков:
— К сожалению, я не получил от Виктора Васильевича четкого ответа, как влияет рейтинг парламента на благосостояние народа. Должен сказать, у нас налицо двойные стандарты, когда депутаты Госдумы и сенаторы имеют полномочия, а депутаты Госсобрания, высшего законодательного органа РА, таких полномочий лишаются. Мы не предлагаем вмешиваться в работу правительства Москвы или Российской Федерации, мы предлагаем контролировать работу исполнительных органов власти нашего субъекта. Это первый момент. Однажды у нас произошел случай, когда депутата Госсобрания Михаила Алексеевича Терехова не пустили в Госсобрание. Говорят – не знаю, информация неточная – что Герман Евгеньевич распорядился это сделать. Думаю, коллеги, если так дальше пойдет, то мы будем проситься в Госсобрание и долго ждать реализации своего права пройти и позаниматься своей деятельностью. Я вижу эту тенденцию, У нас в Горно-Алтайском городском совете, когда депутат Госсобрания пришел в этот совещательный орган совершенно законно, статья 15 гарантирует это право, которое мы с вами сейчас зачищаем, но почему-то часть депутатов Горсовета решили вызвать полицию и удалить депутата ГС – ЭК РА оттуда. Мы наблюдаем тенденцию, когда контрольные полномочия депутат выполнять не может. Ну и, Владислав Васильевич, знаете, иногда камера может решить все вопросы и приходится это делать, потому что в руках у «Единой России» и газеты, и телевидение, и все, а в руках депутата оппозиционного либо независимого движения – только телефон, вот он им и пользуется.
Петр Букач выразил поддержку коллегам и отметил, что «в группе независимых депутатов эти изменения называются имени Кухтуекова».
Григорий Пильтин напомнил, что до выборов еще далеко и предложил привести закон в соответствие с федеральным и голосовать.
Артур Кохоев предложил не переходить на личности, не забывать, что депутаты избраны своими избирателями, значит, надо представлять интересы своих избирателей, а потом добавил: «Позволю себе немного отвлечься. Анекдот вспомнил. Горы, чабан мирно пасет стадо овец. Тут подлетает к нему внедорожник белого цвета, выбегает молодой человек, подбегает к чабану и говорит: «Хочешь, я очень быстро, за одну минуту посчитаю, сколько у тебя в стаде овец и за это ты мне отдашь одну овцу». И достает свой гаджет, ноутбук, телефон, подключается к спутнику и буквально через одну минуту говорит – 324 овцы, хватает одну овцу, уже садится в машину, и тут чабан его скромно спрашивает: «А вы случайно не эффективный менеджер?» Тот: «Почему вы так решили?» «Ну, во-первых, вы приехали, когда вас не звали, во-вторых, вы лезете туда, куда вас не просят, в-третьих, вы в этом ничего не понимаете, и в-четвертых, верните мою собаку». Думаю, все же федеральное законодательство существует, мы живем в федеральном правовом поле, минюст уже не первый год определяет необходимость внесения изменений… Почему первоочередное право должно быть у депутата? Тоже не понимаю. Придешь в больницу – пожалуйста, общая очередь, садись, милый мой, жди врача, которого сейчас днем с огнем не сыщешь. Давайте жить со всеми гражданами наравне, а не требовать себе первоочередных приемов».
В итоге закон привели в соответствие с федеральным в первом, втором и окончательном чтениях.

Инна Жулаева, продолжение следует.

Post by admin

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *