Зарплаты бюджетников, экономия средств, капремонты МКД и попытки решить мусорный коллапс

ЗАРПЛАТЫ БЮДЖЕТНИКОВ, ЭКОНОМИЯ СРЕДСТВ,
КАПРЕМОНТЫ МКД И ПОПЫТКИ РЕШИТЬ МУСОРНЫЙ КОЛЛАПС

Под председательством Артура Кохоева 16 ноября состоялась очередная, XXXIX сессия Государственного Собрания — Эл Курултай Республики Алтай седьмого созыва. В парламентском заседании приняли участие 35 депутатов. Длилась сессия почти весь рабочий день, было рассмотрено 32 вопроса, сказано много интересного, но так как в газету все не дашь, мы выбрали для читателей самые интересные, как нам показалось, моменты.
Первым был рассмотрен проект закона РА «О республиканском бюджете Республики Алтай на 2024 год и на плановый период 2025 и 2026 годов». Его предлагалось принять в первом чтении и его представила заместитель Председателя Правительства Республики Алтай, министр финансов Республики Алтай Ольга Завьялова. «Основные характеристики республиканского бюджета спрогнозированы в соответствии с требованиями бюджетного законодательства РФ на основе показателей прогноза социально-экономического развития Республики Алтай на среднесрочный период и объёмы федеральной поддержки», — сказала министр.
Проектом закона предусмотрены следующие основные характеристики республиканского бюджета Республики Алтай на 2024 год и на плановый период 2025 и 2026 годов: прогнозируемый общий объем доходов республиканского бюджета Республики Алтай на 2024 год в сумме — 27, 352 млрд рублей, на 2025 год в сумме — 20, 983 млрд рублей, на 2026 год в сумме — 22, 137 млрд рублей; общий объем расходов республиканского бюджета Республики Алтай на 2024 год в сумме — 27, 022 млрд рублей, на 2025 год в сумме — 20, 484 млрд рублей, на 2026 год в сумме — 22, 167 млрд рублей; прогнозируемый профицит на 2024 год в сумме — 330 млн рублей, на 2025 год — 499 млн рублей.

«Мы уничтожаем образование»
Мария Демина спросила министра, почему в бюджете не заложены средства на повышение зарплат учителей, врачей, всей бюджетной сферы: «Секвестировали образование почти на полтора миллиарда, здравоохранение — 500 миллионов забрали по программе, сельское хозяйство ничего не получило… Что происходит?»
Министр отвечала, что бюджет будет корректироваться на объемы федеральной поддержки, как целевой, так и нецелевой, и «у нас на сегодня к первому чтению доходы меньше, чем уровень прошлого года, ко второму чтению будем уточнять эти показатели, но что касается прироста к заработной плате, он в обязательном порядке будет предусмотрен, это индексация зарплат врачей, учителей, указных категорий граждан, МРОТ и индексация на 4 процента не указных категорий».
Мария Фоминична сообщила, что ей только что пришло сообщение от учителя со стажем из Рудника «Веселый» — она отправила депутату свой трудовой договор и по нему «ее зарплата составляет 22 тысячи рублей, минус подоходный налог 13 процентов — вот считайте, сколько она получит… и пишет: «Мне стыдно за государство, которое так раздавливает учителей». Это к вопросу о зарплате. Мы уничтожаем образование».
Сергей Ложкин спросил, планируется ли в следующем году увеличение ресбюджета в части обеспечения служебным жильем педагогов и медработников. «Это приоритетное направление, будем рассматривать по мере того как будет уточнена федеральная помощь, — говорила Ольга Владимировна. — Ко второму чтению будем рассматривать, постараемся решить вопрос».
Самат Кагарманов сообщил, что на капитальный ремонт Тобелерской школы имени Кожабаева по проектно-сметной документации необходимо 122 миллиона рублей, а на сегодняшний день предусмотрено 100,7 миллиона рублей, причем 6 миллионов из них — на оснащение школы. «То есть, на ремонт по ПСД не хватает около 27 миллионов. Будет ли доведена эта сумма полностью? Как я знаю, ремонт рассчитан на два года, вот в это время будет ли?» — спрашивал депутат. Ольга Завьялова сказала, что надо разобраться с видами работ и если все подтверждено документами, вопрос будет решаться.
Ай-Сулу Ябыева подняла вопрос о возмещении расходов на твердое топливо сельским учителям: «Два года назад мы увеличили сумму, но цена топлива увеличивается каждый год и на сегодня уже увеличилась в два раза. Предусмотрена ли в бюджете индексация и в каких процентах?» Министр ответила, что это предмет второго чтения, но с учетом того, что ситуация повторятся ежегодно, по твердому топливу предусмотрена индексация, она в приоритете. Сейчас в бюджете этих ассигнований нет.
Сергей Тимошенский уточнил, как в рамках первого или второго чтения реализована молодежная политика: «В части работы комитета у нас давно стоял вопрос о создании нового органа исполнительной власти и сегодня мы видим распоряжение Главы РА о создании этого комитета… как финансовые затраты обеспечивают создание этого органа? И второе — кроме создания органа мы понимаем, что нам нужно улучшать молодежную политику с точки зрения инфраструктуры молодежи, эта позиция у нас в рамках предыдущих комитетов неоднократно озвучивалась, как мы видим здесь приоритет?»
Министр подтвердила, что «есть соответствующее поручение Президента о создании комитета, долго мы к этому шли, сейчас на рассмотрении соответствующий документ, он еще не вышел, поэтому в закон о бюджете к первому чтению не вошел… Порядка 10 миллионов рублей будет стоить нам создание этого комитета. Орган управления будет создан, а заниматься молодежной политикой должны, наверное, все органы власти».

«Нельзя принимать такой бюджет»
Отвечая на вопрос Петра Попошева, Ольга Завьялова сообщила, что Республиканский классический лицей вошел в федеральную целевую программу и в течение трех лет РКЛ будет строиться за счет этой программы. Школа №7 же будет достроена в 2024 году.
Продолжая тему школ, Михаил Федькин упомянул, что в Майме как в быстроразвивающемся районе чувствуется нехватка как минимум двух школ, но Завьялова ответила, что в ближайшие годы их строительство там не планируется, необходимо разобраться с уже начатыми объектами.
Несколько вопросов задал Сергей Кухтуеков: «Планируется ли оптимизация структуры правительства РА с целью экономии бюджетных средств? Если да, то, может быть, расскажете, сколько планируется сэкономить и куда направить? Второй вопрос — это налог на имущество региональных инвесторов, мы это вскользь затронули на комитете. Сейчас он ноль процентов, региональные инвесторы не платят нам вообще ничего за свое достаточно дорогое имущество, и какие суммы мы планируем получить, если такие данные у вас есть? Ну и традиционный вопрос, который я задаю четвертый год — по строительству городской школы №12, есть ли перспектива, может быть, имеет смысл взять какой-то инфраструктурный кредит, которые мы часто берем в помощь региональным инвесторам, и помочь населению столицы РА?»
По словам министра, 12-я школа в бюджете не отражена, «проблема понятна, будем работать, с повестки дня она не снимается. Что касается оптимизации, то предусмотрена оптимизация расходов для того чтобы их направить на приоритетные направления. Заниматься структурами того или иного ведомства, безусловно, будем и, полагаю, не исключение здесь ни правительство, ни другие органы власти, но в любом случае принятие такого решения должно быть взвешенным, с учетом возрастающих полномочий, которые сегодня появляются у всех органов исполнительной власти… Налог на имущество — в сегодняшнем вопросе мы эту льготу будем отменять, новые инвесторы и те, у кого закончится соглашение, эту льготы получать не будут».
Выступая по вопросу, Мария Демина сказала, что нельзя даже в первом чтении принимать такой бюджет: «У нас сельскохозяйственный регион, и судя по бюджетной росписи, идет секвестирование практически всех доходов на сельское хозяйство. На ветеринарную службу давали 165 миллионов — и то сократили. Ко мне дважды обращались по поводу того, что в соседней Карагандинской области месяца четыре назад была вспышка сибирской язвы, и что мы с вами будем делать, если это заболевание, перейдя границы, распространится на территории РА? Об этом дважды с болью говорил Ялбаков Николай Чынчыевич, что республика не предпринимает никаких мер, а мы берем и с этой программы все деньги снимаем… Я не понимаю, о каких деньгах на повышение зарплат говорит Ольга Владимировна, когда говорит, что на это 2 миллиарда заложено? Я увидела, что сняли с классного руководства, что за проверку тетрадей учитель за месяц получает 200 рублей… Это вообще что за издевательство? Мы должны зарплаты оценивать не в количественном выражении, а с точки зрения роста покупательской способности на ту зарплату, которую имеет учитель, врач. У нас на продукты питания только в этом году процентов на 30 выросли цены, и на 18 тысяч рублей как можно содержать себя, покупать одежду, иметь доступ к культурным ценностям, содержать своих детей? Нельзя принимать такой бюджет. Я до сих пор не могу понять, что это за государственная программа по эффективному управлению финансами РА, которая содержит три подпрограммы…. Повышение эффективности бюджетных расходов — ни одного мероприятия конкретного. Я внимательно прочитала эту программу, меня это заинтересовало и расцениваю эти 3 миллиарда как заначку министерства финансов РА. Вторая подпрограмма — повышение финансовой грамотности в РА. Где, когда у нас министерство повышает эту грамотность, какие мероприятия они проводят? Создание оптимальных условий реализации госпрограммы. Одни декларации и ни одного конкретного мероприятия. И федеральных средств там нет. Полагаю, у нас комитет серьезно недорабатывает, кода готовит к рассмотрению на сессии проект бюджета в первом чтении. Что за легкомысленный подход к данному финансовому документу? От нас учителя, врачи бегут, у нас катастрофа с кадрами, уже из органов местного самоуправления люди побежали… Я буду голосовать против проекта бюджета в первом чтении».

«Как единоросс не могу промолчать»
Сергей Кухтуеков отметил, что, вероятно, все хорошо понимают, что этот бюджет основную проблему последнего времени в регионе, а именно дефицит кадров в бюджетной сфере не решит: «Мы с вами расписываемся в собственном бессилии. Те предложения, которые независимые депутаты вносят, чтобы как-то оптимизировать затраты и направить высвободившиеся средства хотя бы даже сотрудникам нашего парламента, которые получают также невысокую зарплату, они пока встречают сопротивление, в основном «Единой России». У меня также было сообщение — в одной из школ (потом могу раскрыть данные) до прошлого года работал учитель в возрасте 80 лет. Директор школы просто умолял его, чтоб он вышел на работу, потому что нет больше никого, кто мог бы преподавать предмет. Дети остаются без нужного количества знаний и без преподавателя… как-то раз сказал на комитете наш депутат: оказывается, вот для чего «Единая Россия» придумала пенсионную реформу — чтобы отчасти таким образом решить надвигающийся кадровый коллапс, который мы сейчас с вами ощущаем. Мы с вами констатируем, что в республике нет баланса. Взять зарплату председателя комитета, она, по разным данным, от 140 тысяч рублей и выше, и взять зарплату воспитателя, который столько же времени работает и нельзя назвать его труд менее важным для общества. Разница в 5-7 раз. Мы не можем назвать наш бюджет сбалансированным, поэтому принимать его даже с такими первоначальными параметрами я считаю просто неэтичным».
Сергей Ложкин отметил, что «как единоросс не могу промолчать. Такое ощущение складывается, что коллеги говорят о том, что единороссы не хотят увеличения заработных плат медицинским работникам, педагогам, воспитателям и так далее. Да в первую очередь мы об этом думаем и я как депутат своего округа переживаю постоянно, что да, может быть, незначительное увеличение происходит, но это же в комплексе рассматривается с тем, что нам нужно привлекать, развивать республику, зарабатывать собственные доходы, и исходя из этого мы можем перераспределить и увеличить ставками и так далее и так далее. Поэтому я как депутат хочу сказать, что я не меньше вашего, Сергей Владимирович, хочу, чтобы наши педагоги, медработники, воспитатели жили достойно. И мы шаг за шагом к этому идем. И принятие сегодняшнего бюджета в первом чтении, да, ко второму чтению будут поправки и будут точные цифры, и как сегодня уже обсуждалось, может быть, в конкретных рублях увеличение мы услышим и увидим, поэтому надо работать, коллеги, не надо спорить, перекладывать вину на ту или иную фракцию или партию, давайте работать вместе. Я за принятие данного бюджета».
Спикер Артур Кохоев заявил, что «на самом острие вопрос кадров и зарплат, и ко второму чтению его надо рассмотреть. И не просто голословно — увеличить зарплату, но понимать, за счет чего мы ее увеличим, где мы подужмемся, где подсократимся, по каким госпрограммам, по каким не приоритетным, возможно, событийным мероприятиям. Мы должны понимать, что нам необходимо увеличить доходную базу — за счет чего? Экономика нужна нам. Аграрный сектор развивать. Разве есть здесь депутат, который не хочет, чтоб подняли зарплату бюджетникам? Все радеют за людей. Поэтому работайте, коллеги, сейчас будут рабочие группы, предлагайте».
Голоса депутатов распределились следующим образом: за — 29, против — 1, воздержались — 3, не голосовали — 2.

«Они совершенно отказывались дежурить в условиях круглосуточного стационара»
Директор Территориального фонда обязательного медицинского страхования РА Ольга Корчуганова представила проект закона Республики Алтай «О бюджете Территориального фонда Обязательного медицинского страхования на 2024 год и плановый период 2025 и 2026 годов». Доходы и расходы бюджета ТФОМС на 2024 год прогнозируются в сумме 7, 222 млрд рублей, с ростом на 13,0% по сравнению с 2023 годом.
— Рост доходов обусловлен увеличением суммы субвенций из бюджета Федерального фонда ОМС, сумма которых составит 6, 677 млрд рублей, с ростом на 14,5% по сравнению с текущим 2023 годом. Основным расходным обязательством бюджета фонда является бесплатная медицинская помощь жителям РА, — отметила Ольга Корчуганова. — В это понятие входят, в том числе, профосмотры и диспансеризация, увеличение объёмов медицинской помощи по ЭКО, проведение отдельных диагностических и лабораторных услуг. За счет субвенций обеспечивается реализация Территориальной программы ОМС Республики Алтай, в рамках которой оказывается первичная медико-санитарная помощь, включая профилактическую помощь и диспансеризацию, скорая медицинская помощь (за исключением санитарно-авиационной эвакуации, осуществляемой воздушными судами), специализированная медицинская помощь, в том числе высокотехнологичная медицинская помощь.
Сергей Кухтуеков спросил, на сколько нужно увеличить бюджет ТФОМС, чтобы решить вопрос с зарплатой, чтобы угроза потери последних сотрудников была минимальной. «Или Фонд в этом плане не может помочь? Я не прошу вас это сделать, но может быть у вас какие-то мысли на эту тему есть, сколько нам нужно денег», — уточнил депутат.
— У нас существует порядок предоставления отчетности по заработной плате в разрезе медорганизаций, которые осуществляют деятельность в сфере ОМС. Есть отдельные, единичные организации, такие как противотуберкулезный диспансер, как кожвендиспансер, которые в каких-то периодах не достигают незначительно параметров, установленных указами Президента, но эти моменты нарастающим итогам все равно полностью нивелируются. Поэтому на сегодня с той стороны, с которой мы мониторируем ситуацию, мы не видим проблемных вопросов, потому что по тем подходам, по которым смотрим мы, недостаточности средств именно на заработную плату по ОМС мы не видим, — ответила Ольга Корчуганова.
— Я вас правильно понял, что сегодня зарплата медиков соответствует рыночным значениям и угрозы потерять последних врачей у нас не существует? — задал вопрос Сергей Владимирович.
— Дело в том, что заработная плата каждого конкретного работника зависит от массы параметров. Мы с вами знаем последнюю историю, когда терапевты в Республиканской больнице возмущались по поводу зарплат.

Однако, когда стали углубляться в этот вопрос, они совершенно отказывались дежурить в условиях круглосуточного стационара, когда нашим с вами пациентам необходим круглосуточный уход. При этом когда не берут дежурство или когда какие-то отдельные параметры не учитываются — конечно, в отдельных случаях зарплата может быть ниже, чем в других условиях. Это нужно по каждому случаю смотреть, — уверяла Ольга Корчуганова.
— У нас сотрудники парламента, которые получают хорошую зарплату, они на дежурство не остаются. Можно сделать так, чтобы врач на дежурство не оставался, тратил время на семью, детей и получал достойную зарплату? Базовую хотя бы ставку за обычный восьмичасовой рабочий день, без дополнительных ночных смен и так далее, есть такая возможность? — спросил Кухтуеков.
— За последние семь лет динамика роста средств ОМС на следующий год беспрецедентно высока, поэтому я надеюсь, что все существующие сегодня вопросы будут в достаточном объеме регулированы, в том числе за счет нашего источника, — был ответ.
Также Ольга Алексеевна ответила на вопрос Ай-Сулу Ябыевой относительно финансирования диспансеризации, в том числе углубленной, после ковида (порядка 500 млн рублей заложено на 2024 год, в том числе на профилактические осмотры), на вопрос Эзена Сюйлешева по поводу ОМС для неработающего населения (порядка 2 млрд).
На заданный Ольгой Волосовцевой вопрос об увеличении/уменьшении в 2024 году в сравнении с 2023 годом финансирования онкобольных и о том, кто из диабетиков 2 типа может рассчитывать на получение льготного лекарства Корчуганова сообщила, что средства по онкологии остаются на прежнем уровне (порядка 600 млн рублей), «единственное, учитывается больший спектр схем химиотерапевтического лечения»; что же до диабетиков, то по льготным лекарствам ТФОМС не компетентен, за счет ОМС обеспечиваются те лекарства, которые положены гражданам в условиях дневного и круглосуточного стационара.
Бюджет Терфонда был принят в первом чтении единогласно.

Город — донор для районов?
На сессии принят Закон Республики Алтай «О внесении изменений в статьи 2 и 12 Закона Республики Алтай «О регулировании отношений в сфере обеспечения проведения капитального ремонта общего имущества многоквартирных домах на территории Республики Алтай», его представил исполняющий обязанности министра регионального развития Республики Алтай Алексей Чакыров.
Целью принятия проекта закона является приведение Закона Республики Алтай № 39-РЗ в соответствие с Федеральным законом от 4 августа 2023 года № 433-ФЗ «О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации». Предлагается дополнить полномочия Правительства РА в сфере обеспечения проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах полномочием по установлению права на принятие решения о наделении специализированной некоммерческой организации по осуществлению деятельности, направленной на обеспечение проведения капитального ремонта полномочием по закупке товаров (материалов и оборудования, в том числе высокотехнологичного оборудования), необходимых для оказания услуг (или) выполнения работ по капитальному ремонту, финансируемых за счет средств фонда капитального ремонта, формируемых на счете регионального оператора, размер которых сформирован исходя из минимального размера взноса на капитальный ремонт, установленного нормативным правовым актом Правительства Республики Алтай, а также полномочием по реализации закупленных и не использованных на проведение капитального ремонта таких товаров (материалов и оборудования, в том числе высокотехнологичного оборудования).
У депутатов возникла масса вопросов.
Отвечая на вопрос Петра Букача, Чакыров отметил, что принятие закона позволит перераспределять деньги между муниципальными образованиями, также как и на территории одного муниципального образования. «Это получается, мы сейчас город делаем донором для районов, потому что в городе много многоквартирников, а в районах почти нету», — заключил Букач.
Герман Чепкин обратил внимание на то, что много обращений от жителей МКД по завершению начатых капитальных ремонтов, а также по переносам сроков капремонтов, есть и обращения от подрядчиков по расчетам за фактически выполненные работы. Алексей Чакыров сказал, что по обязательствам, взятым Фондом капремонта, работы, которые уже ведутся, будут завершены в сроки, указанные в контрактах на проведение ремонта; перенос сроков проведения капремонта — это исключительные права собственников МКД, и если собственники приняли решение перенести ремонт на более поздний срок, это оформляется протоколом и Фонд обязан это учитывать.
«В случае если дом стоит у нас в ремонте, например, в 2030 году и есть необходимость провести ремонт в более ранние сроки, то жители или управляющая организация должны провести соответствующую экспертизу, подтверждающую эту необходимость, и на основании этих документов комиссия принимает решение», — говорил Чакыров.
Что же по поводу расчетов за фактически выполненные работы, то и.о. министра признал, что сейчас есть потребность в средствах на это, часть средств уже заложена в бюджет, а принятие проекта позволит дополнительно высвободить порядка 30 млн рублей, которые планируется направить на погашение задолженности перед подрядными организациями.

Жителей-то спросили?
— Недавно на личном приеме ко мне обратилась одна из руководительниц дома №99 по пр. Коммунистическому с тем, что уже третий раз не состоялись торги на проведение капремонта, что занижена сметная стоимость объекта и подрядчики не хотят под эти ресурсы заходить на этот объект. Как решить вопрос? Так понимаю, что проблема в целом существует в городе, — поинтересовался Артур Кохоев.
Чакыров проблему признал, связал ее с изменениями на рынке, добавив, что в текущем году Фонду капремонта предусмотрели порядка 400 тысяч рублей на пересмотр предельной стоимости работ. Данной работой занимается институт им. Ползунова в Барнауле. После пересчета предельной стоимости будет пересмотрена проектная документация. По дому №99 и.о. министра сообщил, что до конца года планируется завершить пересчет предельной стоимости и торги будут объявлены снова.
Аскар Тулебаев напомнил об аварийном и опасном для проживания доме по ул. Улагашева, 6: людей нужно расселять, а вопрос не решается.
Алексей Чакыров уверил, что решается: «Мы подготовили проект программы расселения из ветхого и аварийного жилья на период с 2025 по 2030 год, данный дом в этой программе есть, но чтобы приступить к реализации этой программы, необходимо завершить реализацию действующей…»
— А Коммунистический, 20? Его так спешно эвакуировали, прямо под новый год людей выгоняли из дома, расселяли, а мы не видим, чтоб что-то происходило, дом как стоял, так и стоит, — сказал депутат.
— Решение по расселению данного дома принималось органом местного самоуправления, были проведены соответствующие экспертизы, подтвердившие необходимость принятия срочных мер, и органы МСУ приняли эти меры…
— Но в этом случае дом расселили, хотя люди там жили, были трещины, но все равно состояние было лучше, чем на Улагашева, 6. А на Улагашева опасно жить, но люди живут. Почему?
Алексей Чакыров снова сказал про полномочия органов местного самоуправления.
Сергей Кухтуеков выступил против закона, считая, что донорство ведет к тунеядству в данном случае, и вряд ли жители многоквартирных домов города и Маймы будут рады, если собранными ими средства отправят на ремонт не их домов, а на МКД в районах; Мария Демина высказалась за законопроект, считая, что нужно помогать районам. Радмила Пекпеева напомнила, что закон приводится в соответствие с федеральным законодательством. Голоса народных избранников распределились так: за — 32 голоса, против — 0, воздержались — 2.

Про «мастера фальсификаций»
Принят закон Республики Алтай «О внесении изменений в статьи 1 и 3 Закона Республики Алтай «Об отходах производства и потребления в Республике Алтай».
Председатель профильного комитета Владислав Рябченко подчеркнул, что целью разработки и принятия проекта закона является необходимость приведения положений Закона Республики Алтай от 24 декабря 2012 года № 70-РЗ «Об особо охраняемых природных территориях в Республике Алтай» в соответствие с федеральным законодательством, а также что законопроектом дополняются полномочия Правительства РА в области обращения с отходами производства и потребления полномочием по определению способа расчета объема и (или) массы твердых коммунальных отходов в целях расчетов по договорам на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами, утверждение порядка выбора способа расчета объема и (или) массы твердых коммунальных отходов в целях расчетов по договорам на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами региональным оператором и (или) потребителем услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами.
Леонид Казанцев задал вопрос: «Как люди будут оплачивать вывоз ТБО? У нас пришла организация под названием «Золотой ресурс», включила всех людей (в списки), которые и проживали, и не проживали и даже умерли уже, и заставила платить с каждого человека по 65 рублей. Люди возмущаются».
Владислав Васильевич сообщил, что присутствовал на сходе в Мульте, когда обсуждали в том числе и этот вопрос. «Данный региональный оператор с 30 мая 2023 года сменил ушедшую с рынка «Экобезопасность», зашел на четыре района — Онгудай, Шебалино, Кокса, Усть-Кан — и при его деятельности возникают, мягко говоря, некоторые недоразумения: так, мусор не вывозился по назначенному графику, ну а счета, конечно, исправно приходили.
За не оказанную услугу, естественно, гражданин вправе не платить, но этого механизма сегодня не выработано никоим образом. Необходимо в первую очередь Главе района этот вопрос взять на контроль, взаимодействовать с сельскими администрациями…
Насчет базы данных жителей района — она постоянно актуализируется и здесь надо работать, в первую очередь органам МСУ. Ведь региональный оператор зашел — он абсолютно не понимает, кто где в четырех районах у него живет, какие жители являются потребителями услуги».
Аскар Тулебаев спросил, сколько сейчас в регионе узаконенных полигонов для мусора. Владислав Рябченко ответил, что семь и они «находятся в стадии упорядочивания»:
— На сегодня у нас абсолютно отсутствуют полигоны в Улагане, Онгудае, Чое и Турочаке, в Шебалинском районе два полигона, это, по-моему, Черга и Шебалино, которые сегодня проходят процедуру согласования, и Черемшанка, который сегодня используется всеми. Черемшанка соответствует всем критериям, имеет сертификат, но она уже переполнена, она работает, но уже тревогу надо бить. Если мы запустим шесть полигонов, не говоря про те районы, где вообще сегодня отсутствуют полигоны, тариф должен снизиться, потому что сегодня там закладывается транспортная составляющая… Из Турочака, из Чои до Черемшанки — понимаем, да?
— Вы планируете функции комитета по тарифам, который сейчас утверждает норматив, передать в распоряжение министерства регионального развития? Я правильно понял? — спросил Сергей Кухтуеков.
— Нет, неправильно. Я не планирую ничего передавать. Я передал только то, что мы с вами в законе прописали, наделили полномочиями наш орган исполнительной власти.
— Но у нас полномочия по утверждению нормативов были за комитетом по тарифам…
— Есть регулируемый тариф и есть нерегулируемый. Вы путаете их.
— Норматив так же утверждался комитетом по тарифам. Вы сейчас пытаетесь этим законом передать в региональное министерство, что ли?…
— Да никуда я не передаю. Я передаю, еще раз — в орган исполнительной власти РА.
— Но вы меняете структуру…
— Да не меняю я структуру! Вы с чего взяли-то?
— Я вопрос задаю. Комитет по тарифам утверждает норматив. Он у нас был пять лет назад высокий, потом его снизили, операторы стали жаловаться, что по такому нормативу невозможно работать хотя бы по нулям и его сейчас начали поднимать. Вы говорите, что нужно забрать функционал у комитета по тарифам и передать министерству…
— Вы где это услышали-то? Вы просто мастер фальсификаций, по-другому не могу сказать! Я считаю, что данный законопроект не забирает функции комитета по тарифам, а наделяет органы местного самоуправления данными функциями, расчет объемов…
— То есть, расчет будет и у комитета по тарифам, и у министерства, я правильно понял?
— Это определят органы власти.
Артур Кохоев отметил, что уполномочивает тот или иной орган Правительство РА, а Владислав Рябченко — что методику сегодня разрабатывает минрегион. Сергей Кухтуеков в выступлении выразил опасение: «Комитет по тарифам считается квазинезависимым органом, исполняющим свои функции на основе определенных регламентов, в которые мы с вами не можем вмешаться. Если мы наделим минрегион этим функционалом и оно же будет заниматься наймом, подготовкой конкурсной документации, ведением торгов или аукционов с региональным оператором, то мы создаем этим конфликт интересов…
Министерство отвечает за работу оператора, и оно же, получается, пользуется возможностью увеличивать или снижать норматив, тем самым повышая рентабельность регионального оператора и косвенно влияя на тариф. Получается, балансирующего органа в этом вопросе у нас нет. Есть риск, что с принятием этого закона у нас вырастут тарифы, возможно, еще снизится собираемость и мы останемся при том же раскладе, что сейчас — мусорный коллапс — но с более высоким тарифом».
На стороне председателя профильного комитета выступили Артур Кохоев, отметивший, что Рябченко все четко рассказал, а если кто чего не понял — это зависит от уровня образования или других факторов, и Сергей Тимошенский (он тоже сказал, что Кухтуеков фальсифицирует что-то и что сначала надо посмотреть, о какой статье закона идет речь, а потом уже судить о передаче полномочий и повышении тарифа).
Мария Демина отметила, что полемика ведется на грани фола, а между тем, если членам комитета разъяснили по законопроекту, что и как, то другим депутатам приходится читать пояснительную записку, не очень понятную, от того и возникают вопросы, а проблема мусора очень серьезная. Кроме того, она отметила, что «федеральный законодатель определил порядок оплаты по ТБО, юрлица и физлица там делятся, разные способы заключения договорных отношений, и этих отношений может и не быть, но человек обязан платить, если у него есть объект недвижимости на территории муниципального образования, но ты не получаешь эту услугу, потому что там не проживаешь, ты все равно обязан платить, к великому сожалению. И судебная практика идет по этому пути.
Может, мы разработаем проект закона и будем просить федерального законодателя изменить порядок оплаты? Если гражданин не проживает, не пользуется этой услугой, то он и не должен платить, как трактует это Гражданский кодекс». Кохоев назвал предложение хорошим и отметил, что его можно взять в работу.

Инна Жулаева

Продолжение в следующем номере

 

Post by admin

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *