Актриса- аристократка

АКТРИСА- АРИСТОКРАТКА

Это Вера Васильевна Васильчикова, в прошлом Вера Ван дер Роберг, актриса и режиссер «Ойрот-театра» и Ойротского национального драматического театра.
Она родилась 8 июля 1885 г. в достаточно богатой семье с русскими корнями, жила во Франции, ее мать была маркизой де Компеш. Вера воспитывалась как аристократка, помимо русского знала немецкий, английский, имела хорошие манеры, привлекательную внешность. Когда ей исполнилось 16 лет, она с гувернанткой приехала в город Ревель, нынешний Таллин, и однажды посмотрев спектакль, влюбилась в актера Михаила Михайловича Порватова и сбежала с ним. Молодые обвенчались, но семья отвернулась от беглянки. Так Вера Васильевна стала актрисой, взяв псевдоним Васильчикова, но только жизнь с мужем не всегда ладилась.
О жизни братьев Баскаковых и их семей поведала их невестка Аделаида Павловна Баскакова, жена ее сына Игоря.
Она жила в одном из арбатских переулочков, в небольшом доме, в котором хранился архив другого брата Баского — актера Театра Советской Армии Бориса Николаевича Лисового. И рассказывая о жизни братьев Баскаковых, Л.Н. Баского и Б.Н.Лисового, она иногда язвительно говорила о своей свекрови: «Этакое легкомысленное существо, иногда безжалостное. Когда ей было что-то надо, она добьется своего. Ведь не дала своей дочери Гале доучиться, когда у Васильчиковой родились близнецы — нужна было нянька».
По театральному амплуа в юности В.В. Васильчикова была драматической инженю, и она много ролей переиграла в разных спектаклях городов Центральной России. И стала неплохой актрисой. В газетах центральной России были такие отзывы о ее работе в спектакле «Власть тьмы» Л.Н. Толстого в театре им. Ф.Г. Волкова г.Ярославля: «Очень хорошо провела роль Акулины г-жа Васильчикова, сразу взявшая верный тон и живо изобразившая тупую, глупую, темную девку. Хочется отметить удачный грим артистки, — писала рецензентка, — Спектакль имел большой успех и артистов много вызывали».
В г.Елабуге в городском театре в летнем сезоне 1906гг. она встретила братьев Баскаковых, которые работали актерами под псевдонимами Л.Н. Баской и Б.Н. Лисовой. Васильчикова познакомилась с Леонидом Николаевичем, они полюбили друг друга и стали жить вместе. В 1908г. г у них родилась дочь Галия, через несколько лет сын Игорь, но узаконить свой брак они не могли, официально Вера была замужем, хотя и не жила с мужем. Церковный Синод дал развод Вере Васильчиковой только в 1916г., и тогда они смогли обвенчаться. Конечно, это творческое содружество в течение многих лет помогло им расти и становиться профессионалами: актером и режиссером Л.Н. Баским и актрисой В.В. Васильчиковой. Вот отзыв о ее игре: «В четверг, 31 октября, шли «Строители жизни» Фальковского. В этой пьесе автор много места уделяет психологии чуткой, богато одаренной женщины. Спасая жизнь своему мужу, она убила человека и это слово «убила человека» составляет весь ужас, всю трагедию ее дальнейшего существования. Главную роль Лилии Приваловой играла гос-жа Вера Васильчикова и, надо отдать ей справедливость, играла превосходно. Художественно тонкий переход от от беззаботной веселости к тихой безысходной грусти глубоко страдающей женщины, простой искренний тон, в котором чувствовались невидимые слезы и мягкая трогательная передача не оставляли желать лучшего… Артистке особо удались лирические места пьесы. Столько теплоты, столько задушевности, что в этих сценах она всецело захватила зрителей», — писал рецензент газеты об ее игре.
Сохранилась афиша о бенефисе Веры Васильчиковой в театре г. Батума: » Дирекция Р.В. Ржевского. В четверг, 19 января 1912 года, в бенефис В.В. Васильчиковой представлено будет «Эсмеральда» в шести картинах с прологом по роману В.Гюго. Постановка Л.Н. Баского».
В этом спектакле Флорету, впоследствии Эсмеральду, в прологе играла Галя Васильчикова, а в остальных картинах В.В. Васильчикова. Это была одна из первых ролей их дочери Гали.
Труппа Л.Н. Баского много ездила по городам Центральной России. Уже в конце года она гастролировала в Ярославле и там ставили спектакль «Потонувший колокол», сказку-драму в 4-х действиях, 5 картинах немецкого драматурга Г. Гауптмана, в котором Васильчикова играла Фею Раутенделейн. Надо сказать, что антрепризы и провинциальные театры часто копировали репертуар МХТа г. Москвы, в котором шел такой спектакль. В нем эту роль играла М.Ф. Андреева, жена А.М. Горького, и по отзывам рецензентов, в этом спектакле Васильчикова создала этот образ также интересно.
Она играла в спектакле «Старообрядка или старческая любовь» главную роль молодой старообрядки. Затем в этом же театре она участвовала в главной роли Колетты в спектакле «Подросток» в композиции в 4 действиях, 5 картинах Б. Вебера и А. де Гресс. Несмотря на свою семейную занятость, актриса Васильчикова играла во множестве спектаклей.
Вот еще один отзыв из газет: «В «Счастливой женщине» соч. Щепкиной — Куперник г-жа Васильчикова играет Бетси Тройницкую, немного испорченную, немного журналистка, но в сущности добрая и хорошая девушка. Ее игра действительно блеснула истинным воспитанием, истинным знанием того света, который охотно простит любую гадость и низость, но не простит угловатых манер или сомнительного воротничка».
С 1914 по 1917г. Л.Н Баской воевал на фронтах Первой мировой войны. В это же время случилось изменение в личной жизни, его жена Вера Васильевна влюбилась в другого актера, оставив детей, ушла к своему возлюбленному. Вскоре тот ее бросил, она родила от него близнецов и вернулась к брошенной семье. Баской ее простил, и она всегда работала в труппе Баского. В годы Гражданской войны семья Баского, спасаясь от военных действий, переезжает в Сибирь. В 1918г. Баской организует свою труппу. С ней с 1918 по 1921гг. он служил в театрах Сибири: Тобольске, Новониколаевске. С 1921 по 1923гг. Баской работает в г. Омске драматическим актером и режиссером оперы. С 1923 по 1924гг. его творческая деятельность была продолжена в Барнауле. Вера Васильевна играла во многих спектаклях, поставленных Л.Н. Баским в театрах, где они гастролировали. Это были классические произведения и мелодрамы, такие как » На дне», «Мещане» М. Горького, «Без вины виноватые», «Василиса Мелентьева» А. Островского, «Блуждающие огни», «Трильби», «Царь Федор Иоаннович», «Чародейка», «Мученица», «Казнь» и другие.
В Горный Алтай Баской приехал с гастролями впервые в 1925г. в Рабочее-крестьянский клуб г.Улалы. Затем периодически стал гастролировать в г.Улале и даже проработал некоторое время режиссером и актером рабоче-крестьянского клуба, ставя различные спектакли. В 1928-29гг. работает ветеринарным врачом в селе Артыбаш. На эту работу и отъезд в глубинку он был вынужден пойти по семейным обстоятельствам. Он очень любил своих детей. Сын Игорь стал инженером и работал в Москве. А дочь Галия пошла по стопам своих родителей и стала артисткой, Она познакомилась в 1927г. и вышла замуж за бывшего офицера Колчаковской армии И. Кучинского. И чтобы спасти семью дочери, Баскому надо было уехать подальше в глубинку. И потому год с лишком он работает ветеринарным врачом на Телецком озере.
Затем он с семьей возвращается к любимому занятию, работает в театрах Бийска, Тобольска, Кузнецка.
В Ойрот-Туру он приезжает в начале 1933г. и получает предложение организовать здесь профессиональный театр. Так был открыт первый профессиональный русский театр «Ойрот-Театр», который функционировал по типовому уставу Промкооперации с паевыми взносами и прочими атрибутами. В труппе под руководством режиссера и актера Баского работало 27 актеров, часть из них была набрана из активных и талантливых участников городской художественной самодеятельности, в их числе были известные позднее актеры: Е.И. Кошкарова-Фролова, Г. И. Хабарова, Крылов, Агашкин, Кузьмин, Кузьмина и другие. В середине мая 1933г. «Ойрот-театр» открыл свой первый летний сезон спектаклем «Горе от ума» А. Грибодоева. «Это был интересный спектакль, — вспоминала актриса Е.И. Кошкарова-Фролова, — Чудесно исполнял роль Фамусова Л.Н. Баской, это был настоящий русский барин. Роль Чацкого исполнял наш красавец актер Крылов. Я играла главную героиню Софью. В постановке были заняты также Л.Кириченко — Молчалин, Лизу играла В. Баскакова-Васильчикова, Дарская — княгиню и др. Для меня игра с такими замечательными актерами была большая школа актерского мастерства… Спектакль имел большой успех». Вторым спектаклем «Ойрот-театра» был «Лес» А.Н. Островского. В этом спектакле замечательно сыграла В. Васильчикова бесправную, обездоленную ключницу Улиту. Сыграла интересно и живо и правдиво. В современной пьесе «Миллион терзаний» В. Катаева она сыграла небольшую роль Артамоновой. Приходило время смены артистки Веры Васильчиковой амплуа драматического инженю на комическую старуху Она стала интересоваться режиссурой. В этом театре Баской и его труппа проработали два сезона — летний и зимний, с 1933 по 1934гг, поставив разножанровых 36 спектаклей. И во многих из них была занята Васильчикова. Труппа Баскова разъезжала по сибирским городам и весям… Надо отметить, что Вера Васильевна работала в основном в Бийском театре, только иногда выезжала с труппой.
С началом войны семья Баского возвращается в Бийск, а затем в Ойрот-Туринский национальный драматический театр. Баской играет и ставит спектакли, такие как «Свои люди — сочтемся, или Банкрот» А. Островского, котором герой пьесы купец Самсон Силыч Большов предстает хозяином-самодуром, обманывающим других. Попав впросак, он зависит от своего проходимца зятя. В этом спектакле В.В. Васильчикова «играет сваху Устинью Наумовну, играет интересно, живо и правдиво», — как отмечает рецензент газеты «Красная Ойротия». Она занята в спектакле «Так и будет» К. Симонова, сыграла в котором небольшую роль Марии Сергеевны. Она поставила в национальной труппе озорной спектакль «Лекарь поневоле» Мольера с талантливыми актерами: Чумакаевым, Шульгиной, Тобоковым, Уксигешевой, Алтарыковой, который пользовался большим успехом. В русской труппе ею был поставлен спектакль «Без вины виноватые» А. Островского.
Рецензент отмечал, что русская труппа театра под руководством режиссера В. Васильчиковой показала зрителям «удачный, хорошо и правильно воспринимающий спектакль…Роль Незнакова очень удачно сыграл в этом спектакле артист Кириченко. Как всегда, ровно и уверенно играет Кручинину артистка Фролова. В заключительной сцене, когда она находит, наконец, своего сына, игра артистки вызывает большие и искренние чувства зрителей». Далее рецензент также отмечает: » Вполне удачно играет театрального мецената артист Вознесенский. Но вот у Сальниковой, исполняющей Коринкину, роль не совсем удалась. Хорошо играют артисты Сокол — Миловзоров, Васильчикова — Галчиха».
После смерти Леонида Николаевича Баского Вера Васильевна не приезжала в Ойротский национальный драматический театр ни ставить, ни играть. В характеристике, которую дал художественный руководитель И.С. Забродин, было сказано: «За время своей деятельности в Ойротском театре т.Васильчикова проявила себя как серьезный, знающий дело работник. Спектакли, поставленные т.Васильчиковой, отмечены прессой и тепло приняты зрителем. Как актриса т.Васильчикова пользовалась большим успехом у зрителей». Она была и осталась яркой артистической личностью в свое время.

Светлана Тарбанакова

Post by admin

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *