Прокуратура о генплане на Телецком. Ничего не понятно, но очень интересно

ПРОКУРАТУРА О ГЕНПЛАНЕ НА ТЕЛЕЦКОМ. НИЧЕГО НЕ ПОНЯТНО, НО ОЧЕНЬ ИНТЕРЕСНО

Принятие изменений в генеральный план Артыбашского сельского поселения, что на Телецком озере, — горячий вопрос, вызывающий волнения не только местного населения, но и жителей всего района. 25 октября состоялись публичные слушания, а уже 1 ноября представители общины коренных малочисленных народов Турочакского района Республики Алтай «Алтын Кёль», жители с. Артыбаш, с. Яйлю, с. Ново-Троицк обратились с жалобой на личном приеме к прокурору Республики Алтай Анатолию Богданчикову. И не зря, ведь 4 ноября, в День народного единства, сельские депутаты генплан приняли, несмотря ни на что.
В жалобе было много пунктов, по которым люди просили провести проверку. Остановимся на некоторых из них. Напомню, что самыми горячими претензиями было два момента: первое — это включение в границы Артыбашского поселения сотен гектаров леса, которые предназначены для ООО «Алтай Вилладж».
Второе — так называемое приведение в соответствие разрешенных видов использования земельных участков. По факту — узаконивание незаконно выданных участков под индивидуальное жилищное строительство или под рекреацию на землях, для этого не предназначенных. Ответ прокуратуры, скажем честно, ситуацию не прояснил, все очень запутанно и хаотично. Приведу выдержки из него, предоставив возможность читателям самим сделать некоторые выводы:
«Указанным проектом предусматривалось включение в границы с. Иогач МО «Артыбашское сельское поселение» земель лесного фонда площадью 103,351 га, земель особо охраняемых территорий и объектов площадью 16,99 га.
Согласно ст. 8 Земельного кодекса РФ, ст. 8 Федерального закона от 21.12.2004 № 172-ФЗ «О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую», перевод земель населенных пунктов в земли иных категорий и земель иных категорий в земли населенных пунктов независимо от их форм собственности осуществляется путем установления или изменения границ населенных пунктов в порядке, установленном Земельным кодексом Российской Федерации и законодательством Российской Федерации о градостроительной деятельности.
В свою очередь, установлением или изменением границ населенных пунктов является утверждение или изменение генерального плана поселения.
Следует отметить, что в проекте изменений в генеральный план также содержится информация о включении земельных участков общей площадью 16,99 га с кадастровыми номерами 04:03:090101:9, 04:03:090101:14, 04:03:090101:25, 04:03:090101:26, 04:03:090101:27, 04:03:090101:28, 04:03:090101:30, в границы населенного пункта с. Иогач. Данные земельные участки не относятся к особо охраняемым природным территориям (ООПТ).
При этом распоряжением Правительства РФ от 11.12.2017 № 2765-р указанные земельные участки были переведены из категории земель лесного фонда в категорию земель особо охраняемых территорий и объектов.
Согласно ч. 1 ст. 10 Федерального закона от 21.12.2004 № 172-ФЗ «О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую» перевод земель особо охраняемых территорий и объектов или земельных участков в составе таких земель в другую категорию осуществляется при наличии положительных заключений государственной экологической экспертизы и иных установленных федеральными законами экспертиз в соответствии с законодательством Российской Федерации об охране окружающей среды в случае, если их использование по целевому назначению ввиду утраты ими особого природоохранного, научного, историко-культурного, эстетического, рекреационного, оздоровительного и иного особо ценного значения невозможно. Таким образом, из приведенных положений Федерального закона № 172-ФЗ следует, что проведение государственной экологической экспертизы при переводе земель особо охраняемых территорий и объектов или земельных участков в составе таких земель в другую категорию обязательно, как и наличие положительного заключения, в случае, если их использование по целевому назначению ввиду утраты ими особого природоохранного, научного, историко-культурного, эстетического, рекреационного, оздоровительного и иного особо ценного значения невозможно.
Между тем, планируемое изменение категории земель не связано с вышеперечисленными случаями, поскольку предполагается дальнейшее использование данных земельных участков для осуществления рекреационной деятельности.
В соответствии с ч. 2 ст. 33 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» порядок проведения экологической экспертизы устанавливается Федеральным законом от 23.11.1995 № 174-ФЗ «Об экологической экспертизе», в статьях 11 и 12 которого определен исчерпывающий перечень объектов, подлежащих государственной экологической экспертизе.
Из смысла названных норм права следует, что проведение экологической экспертизы при переводе земель особо охраняемых территорий рекреационного значения законодательством не предусмотрено».
Сразу отмечу, что ООПТ (или особо охраняемые ПРИРОДНЫЕ территории) и ООТ (или Особо охраняемые территории) — это разные вещи. Тема для отдельной статьи. Что мы из этого можем понять — использовать под рекреацию указанные гектары земли можно.
Далее прокуратура указывает, что в соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 11 Федерального закона от 21.12.2004 № 172-ФЗ «О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую», если иное не предусмотрено частью 3 настоящей статьи, перевод земель лесного фонда, занятых защитными лесами, или земельных участков в составе таких земель в земли других категорий разрешается в случае установления или изменения границы населенного пункта.
«Запрет перевода земель лесного фонда, занятых защитными лесами, или земельных участков в составе таких земель в земли других категорий предусмотрен только в случае, если такие лесные участки предоставлены в пользование для осуществления рекреационной деятельности в соответствии с Лесным кодексом РФ (ч. 3 ст. 11 Федерального закона от 21.12.2004 № 172-ФЗ «О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую»).
При этом проведенной проверкой установлено, что согласно выпискам из ЕГРН включаемые в границы населенного пункта участки лесного фонда на праве аренды для осуществления рекреационной деятельности не предоставлены, аналогичная информация предоставлена Минприроды РА.
Таким образом, действующим законодательством запрет включения земель лесного фонда, относящихся к защитным лесам, в том числе орехово-промысловых зон, нерестоохранных полос лесов в границы МО «Артыбашское сельское поселение» не установлен.
Кроме того, каких-либо расхождений между данными о площадях включаемых в границы населенного пункта земель лесного фонда не имеется. Включаемые в границы поселения земли лесного фонда обозначены с указанием их выделов, кварталов лесничества, а также кадастровых номеров лесных участков и их частей».
Все логично. Включить земли в границы поселения законно. Вопрос в другом. Все прекрасно знают, и это не скрывается, что предназначены они все для ООО «Алтай Вилладж».
Вопрос населения — с какой стати такие огромные территории должны быть отданы частному лицу, от которого особой пользы поселению не будет?
Далее прокуратура указывает, что на указанный проект изменений в соответствии с требованиями ст. 25 Градостроительного кодекса РФ были получены положительные заключения о согласовании указанного проекта Рослесхоза, Минприроды РФ, Минобороны РФ, Минобрнауки РФ, Правительства РА, госкорпорации «Росатом» и иных ведомств.
Кроме того, по итогам указанной процедуры согласования Минэкономразвития РФ подготовлено сводное заключение о согласии с проектом генерального плана МО «Артыбашское сельское поселение».
А вот здесь уже интереснее. Заключение Минэкономразвития России с проектом документа территориального планирования 84625405-2460сз\вх-8765 от 18 августа 2023 года, которое есть в распоряжении редакции, гласит:
«…проектом предусмотрено включение в границы населенного пункта с. Иогач земель лесного фонда площадью 124,81 га, расположенных в защитных лесах (категория защитных лесов — запретные нерестовые полосы лесов; леса, расположенные в орехово-промысловых зонах) Иогачского участкового лесничества (Телецкое урочище) Турочакского лесничества.
Однако необходимо уточнить категорию защитных лесов в соответствии с Лесным кодексом Российской Федерации.
Данные земли лесного фонда испрашиваются под создание и развитие объекта регионального значения экокурорта «Altay Village Teletskoe».
На территории экокурорта планируется строительство: гостевых домов; бань; спа-комплекса, оказывающего санаторно-курортные услуги; фитнес-центров; открытых спортивных площадок; инженерно-коммунальной инфраструктуры.
Перевод указанных территорий в земли населенного пункта предлагается осуществить в соответствии с Распоряжением Правительства Российской Федерации от 20 сентября 2019 года № 2129-р «Об утверждении Стратегии развития туризма в Российской Федерации на период до 2035 года», Распоряжением Правительства Республики Алтай о придании статуса регионального значения инвестиционным проектам, реализуемым на территории Республики Алтай от 28 декабря 2017 года № 726-р, Стратегией социально-экономического развития Республики Алтай на период до 2035 года, утвержденной постановлением Правительства Республики Алтай от 13.03.2018 № 60. Однако Стратегии и Распоряжения в материалах отсутствуют.
Рослесхоз обращает внимание, что переводимые земли лесного фонда расположены на берегу Телецкого озера в Турочакском районе Республики Алтай. Телецкое озеро является памятником природы республиканского значения и признано объектом Всемирного природного наследия ЮНЕСКО. В связи с чем необходимо представить заключение исполнительного органа государственной власти, в чьём ведении находится соответствующая особо охраняемая природная территория, о согласовании перевода земель лесного фонда в земли населенного пункта.
Также часть земельных участков из состава земель лесного фонда, предусмотренных к включению в границы населенного пункта, указанных в таблице 20 «Перечень земельных участков, которые включаются в границы (исключаются из границ) населенных пунктов, входящих в состав муниципального образования «Артыбашское сельское поселение» Турочакского района», не представлены в таблице 22 «Информация о переводимых участках земель лесного фонда». В связи с чем необходимо уточнить земельные участки, предусмотренные к включению в границы населенного пункта.
Кроме того, согласно пункту 3.8 часть земельных участков из состава земель лесного фонда, предусмотренных к включению в границы населенного пункта, имеет вид разрешенного использования «для осуществления рекреационной деятельности».
Согласно части 3 статьи 11 Федерального закона от 21.12.2004 № 172-ФЗ «О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую» перевод земельных участков из состава земель лесного фонда, предоставленных в пользование для осуществления рекреационной деятельности в соответствии с Лесным кодексом Российской Федерации, в земли других категорий запрещается.
Рослесхоз рекомендует в проекте представить заключение Министерства природных ресурсов и экологии Республики Алтай на проект генерального плана с подтверждением местоположения и площади включаемых участков лесного фонда, в том числе с информацией о наличии (отсутствии) обременения включаемых лесных участков с указанием цели предоставления.
Учитывая изложенное, Рослесхоз не согласовывает проект генерального плана муниципального образования «Артыбашское сельское поселение» Турочакского района Республики Алтай».
Однако 19 октября Минэкономразвития выдало уже иное заключение №84625405-1 сз\исх-8691, которое также есть в распоряжении редакции:
«Заключения о несогласии с проектом получены от:
Рослесхоза от 18 августа 2023 г. № 84625405-2460сз/вх-8765 с замечаниями о включении земель лесного фонда площадью 124,81 га в границы населенного пункта г. Иогач без обосновывающих материалов (переводимые земли лесного фонда расположены на берегу Телецкого озера, которое является памятником природы республиканского значения и признано объектом Всемирного природного наследия ЮНЕСКО, и испрашиваются для размещения планируемого объекта («экокурорта»);
Минприроды России от 25 августа 2023 г. № 19-31/32109 о поддержке позиции Рослесхоза, а также с замечаниями о необходимости отображения в проекте береговых полос водных объектов общего пользования и действующих стационарных пунктов государственной наблюдательной сети и их охранных зон.
На согласительном совещании по урегулированию разногласий по замечаниям федеральных органов исполнительной власти на проекты территориального планирования в Минэкономразвития России (протокол совещания от 29 августа 2023 г. № 80-ВД) (далее — согласительное совещание) отметили, что «экокурорт» не относится к видам объектов регионального и местного значения (подлежащих обязательному отображению в Положениях о территориальном планировании схемы территориального планирования Республики Алтай и генерального плана Артыбашского сельского поселения), а является приоритетным региональным инвестиционным проектом, информация о котором представлена в материалах по обоснованию проекта внесения изменений в схему территориального планированию Республики Алтай. В связи с этим администрации муниципального образования «Артыбашское сельское поселение» Турочакского района Республики Алтай необходимо проанализировать сложившуюся правовую ситуацию и принять решение до утверждения проекта о законности включения земель лесного фонда в границы населенного пункта для размещения приоритетного регионального инвестиционного проекта «экокурорта».

На указанном согласительном совещании решили:
Министерству регионального развития Республики Алтай совместно с администрацией Турочакского района Республики Алтай представить в Минэкономразвития России и Рослесхоз обосновывающие материалы по включению земель лесного фонда в границы населенного пункта с. Иогач, а также заключение уполномоченного органа в сфере лесных отношений Республики Алтай;
Минприроды России представить заключение на проект по предмету согласования с учетом оценки возможного негативного влияния планируемых решений на обеспечение сохранности объекта всемирного природного наследия ЮНЕСКО.
По доработанным в соответствии с протоколом совещания от 29 августа 2023 г. № 80-ВД материалам проекта представлены позиции об отказе в согласовании проекта от:
Рослесхоза от 13 сентября 2023 г. № АВ-03-31/22011 с замечаниями о включение земель лесного фонда в земли населенных пунктов площадью 102,817 га, расположенных в защитных лесах (категория защитных лесов — нерестоохранные полосы лесов; леса, расположенные в орехово-промысловых зонах) Иогачского участкового лесничества (Телецкое урочище) Турочакского лесничества, вместе с тем в дополнительных материалах не представлено заключение Министерства природных ресурсов и экологии Республики Алтай на проект с подтверждением местоположения и площади включаемых участков лесного фонда.
Минприроды России от 27 сентября 2023 г. № 02-19-31/36605 о поддержке позиции Рослесхоза на доработанные материалы проекта и с информацией о том, что Артыбашское сельское поселение Турочакского района Республики Алтай не входит в особо охраняемые природные территории федерального значения.
После повторной доработки проекта и размещения дополнительных материалов проекта в ФГИС ТП на проект получены заключения от:
Рослесхоза от 12 октября 2023 г. № АВ-03-31/24504 о согласовании проекта, предусматривающего включение земель лесного фонда общей площадью 103,351 га в границы населенного пункта с. Иогач, с условиями особенностей осуществления лесовосстановления и лесоразведения в соответствии со статьей 63.1 Лесного кодекса Российской Федерации; Минприроды России от 13 октября 2023 г. № 02-19-31/39134 о согласовании проекта.
В соответствии с пунктом 2.9 Порядка, на основании заключений федеральных органов исполнительной власти и Госкорпорации «Росатом», протокола от 29.08.2023 № 80-ВД проект считается согласованным с Минэкономразвития России в составе материалов, размещенных в ФГИС ТП (карточка согласования проекта № 8462540502020304202307311), при условии учета замечаний Минтранса России в проекте до его утверждения».
И если вы ничего не поняли, это нормально. В следующем номере газеты попытаемся во всем разобраться.
А пока отмечу одно: прокуратура Республики Алтай полностью проигнорировала доводы о нарушении процедуры проведения публичных слушаний согласно ГрК РФ. Подробно они были изложены в статье в одном из прошлых номеров газеты. А подобные нарушения стали основанием для отмены через суд Генплана Артыбашского сельского поселения, которым местные ухари и введенные в заблуждение люди незаконно пользовались в течение трех лет.
А значит и сейчас, без лишних разговоров, новое принятие генерального плана Артыбашского сельского поселения должно быть незамедлительно отменено. А в остальном, как говорится, разберемся по ходу пьесы. Прошу считать официальным обращением.

Полина Рябова

Post by admin

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *