«Я сам свершу свой страшный суд!»

«Я САМ СВЕРШУ СВОЙ СТРАШНЫЙ СУД!»

В школьных учебниках пишется, что «Маскарад» — не любовная, а скорее социальная драма, трагедия сильных людей, обреченных на бездействие и бессмысленную жизнь. Но зрителю ближе другое ее прочтение: любовь, страсть, ревность, гнев, роковое стечение обстоятельств.
21-летнему Михаилу Лермонтову, по-видимому, были в какой-то мере знакомы и интересны шекспировские страсти, раз он пересадил Отелло на почву петербургского света 30-х годов позапрошлого века. Но кто сказал, что в наше время мужчина легче переносит измену, что у него не возникает желания убить изменницу, отомстить сопернику? Что сейчас, через почти 200 лет, не существует злых сплетен, интриг, трагических ошибок, непонимания между мужчиной и женщиной?
Конечно, в пьесе присутствует элемент условности: как можно поговорив, потанцевав (а может, и что-то большее…) с женщиной в маске, позже не узнать ее и спутать с другой? Впрочем, в основе сюжета, как утверждают, лежал реальный случай, по каковой причине она так и не была поставлена на сцене Петербурга.
В Горно-Алтайске премьера спектакля 9 декабря проходила в малом зале театра, в камерной обстановке, когда от зрителей до артистов — рукой подать. Каждая реплика, каждая эмоция транслировались публике напрямую, практически без дистанции, так что не требовалось форсировать голос и звук (иногда, кстати, актеры об этом забывали).
Режиссер-постановщик Эмма Иришева и художник-постановщик Алексей Дмитриев организовали сценическое пространство в стиле минимализма: пара стульев, столик с напитками, карточный стол да кушетка на колесиках — вот и весь реквизит. Музыка — то игривый вальс, то нежное фортепьяно, то нотки надвигающейся беды (музыкальное оформление принадлежит Александру Трифонову). В качестве балетмейстера, постановщика танцев была приглашена Айана Шинжина.
Порадовали классический вариант постановки, без современных авангардных ухищрений и трюков, красивые костюмы, а также бережное отношение к стихам и монологам. Артисты второго плана с успехом создали атмосферу интриги, скандала, недоговоренности, упоения слухами и сплетнями, которые персонажи пьесы подхватывают и передают друг другу с наслаждением и с прибавлениями от себя.
Нотку комедии талантливо привнес Эмиль Колбин (Казарин), его реплики неизменно вызывали живую реакцию у зрителей.
Князь Звездич — ловелас, картежник, любитель флирта, легко играющий добрым именем женщины. В исполнении Сергея Майнакова он молод, обаятелен и никому не желает зла. Не правда ли, узнаваемый типаж? Нина Арбенина (Арунай Тазранова) красива, с изяществом носит костюм той эпохи. Алина Попошева — баронесса Штраль — живая энергичная дама, не прочь поразвлечься с мужчиной, но так, чтобы об этом никто не узнал. Насколько серьезно ее отношение к Звездичу, остается неясным, да и наш великий поэт-драматург, в общем-то, оставляет этот нюанс на усмотрение постановщиков пьесы. В целом, на мой взгляд, баронессе Шталь немного не хватило яркости, остроты, стервозности, что ли. Ведь именно она и ее легкомыслие явились причиной всех бед.
Понятно, что это только премьера, в дальнейшем рисунок роли всех артистов, по-видимому, еще будет расширяться и углубляться. Но к какой трагедии может привести легкомысленный, необдуманный женский поступок! Какие страшные формы может приобрести ревность!.. «Преграда рухнула между добром и злом… Пустой комедии кровавая развязка!»
Роль Арбенина (Вадим Деев) необычайно сложна. «Любил я часто, чаще ненавидел, но более всего страдал…». Сдержанная, камерная манера игры на полутонах, нефорсированные монологи, ирония, высокомерие главного персонажа в первой половине пьесы подкупают и завораживают зрителя. Но затем он превращается в не осознающего себя от страдания ревнивца, который легко может сказать: «Жизнь — вещь пустая… Любовь и смерть — все это маскарад!»
Здесь очень просто впасть в излишнюю патетику, а ведь за пафосом и жаждой возмездия — беспомощность и надрыв человека, обманувшегося в своих лучших чувствах. «Глупец, кто в женщине одной мечтал найти свой рай земной…».
В заключительной сцене герой мечется и ищет выхода, а вокруг кружатся черные плащи и неподвижные белые маски…

Александра Строгонова
Фото автора

Post by admin

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *