ОКН — что это такое и что с ними делать?

ОКН - что это такое и что с ними делать?

Главе Республики Алтай,
Председателю Правительства Республики Алтай
О.Л. Хорохордину,
Председателю Государственного Собрания — Эл Курултай Республики Алтай А.П.Кохоеву
от Региональных общественных организаций Республики Алтай, к\а: inesiyna@mail.ru
Тырысова З.Т.

Обращение

Уважаемый Олег Леонидович!

Для устранения возникших проблем и систематизации работы в области сохранения, использования, популяризации и госохраны объектов культурного наследия и этнокультурного достояния Российской Федерации в Республике Алтай, согласно ваших полномочий, установленных в:
Федеральном Законе от 25.06.2002 года № 73-ФЗ (ред. от 24.07.2023) «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов РФ» (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2023);
Федеральном Законе от 20.10.2022 года № 402-ФЗ «О нематериальном этнокультурном достоянии РФ»;
Законе Республики Алтай от 25 июня 2014 года № 53-РЗ О культуре в Республике Алтай;
Законе Республики Алтай от 06.06. 2017 года № 37-РЗ «»О регулировании некоторых вопросов в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации в Республике Алтай и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Республики Алтай»;
Законе Республики Алтай от 20 декабря 2022 года № 113-РЗ «О регулировании некоторых вопросов в области нематериального этнокультурного достояния Республики Алтай и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Республики Алтай»;
Законе Республики Алтай от 13 июня 2018 года № 23-РЗ «Об эпическом наследии Республики Алтай»;
Законе Республики Алтай от 28.04.2023 года № 21-РЗ»О народных художественных промыслах и ремесленной деятельности в Республике Алтай»
Рекомендуем рассмотреть наши предложения:
1. Создать региональный орган охраны объектов культурного наследия и объектов нематериального этнокультурного достояния путем воссоздания Агентства Культурно-Исторического Наследия (АКИН), который до 2018 года включительно проводил большую работу по выявлению, сохранению, использованию и популяризации объектов культурного наследия;
2. Разработать и продвигать государственную региональную программу, гарантирующую системный подход к разрешению проблем в области археологии, этноархитектуры, этноскульптуры, этноприкладного искусства и народных промыслов, по составлению методических рекомендаций для реестра и нормативно-правовых документов сакральных (священных) мест; по оказанию методической, юридической помощи Муниципальным Образованиям в работе по выявлению, сохранению, популяризации ОКН и объектов нематериального этнокультурного достояния местного значения;
3. Создать экспертный этнологический совет при Правительстве Республики Алтай, состоящий из специалистов с базовым высшим образованием, депутатов Республики Алтай и муниципалитетов, общественных деятелей, которые будут уполномочены регулировать направления работы, которые актуальны в деле сохранения объектов культурного наследия и объектов нематериального этнокультурного достояния, в том числе и по защите и охране сакральных (священных) мест; развитию алтайской архитектуры, скульптуры, согласно народным традициям, мировоззрению; по оценке достоверности географических названий алтайской топонимики и этимологии; по оценке материалов для постановки на учет в региональный государственный реестр объектов нематериального этнокультурного достояния Республики Алтай.
Более того, предлагаем Вам посодействовать систематизации работы в Муниципальных Образованиях Республики Алтай, которым ФЗ от 06.10.2003 № 131-ФЗ (ред. от 02.11.2023) «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ», ст.14, п. 13, предоставил право на сохранение, использование и популяризацию объектов культурного наследия (памятников истории и культуры), находящихся в собственности поселения, охрана объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) местного (муниципального) значения, расположенных на территории поселения.
Для этого рекомендуется:
4. Представительным органам местного самоуправления (райсоветы) разработать и принять муниципальный нормативно-правовой акт по принятию муниципальной программы «Выявление, сохранение, использование и популяризация объектов культурного наследия и объектов нематериального этнокультурного достояния местного (муниципального) значения на территории Муниципального Образования Республики Алтай»;
5. Муниципальным Образованиям Республики Алтай предусмотреть штатную единицу сотрудника по регулированию работы в области культурного наследия и нематериального этнокультурного достояния.

***
Уважаемый Артур Павлович!

Согласно контрольных полномочий Государственного Собрания — Эл Курултай Республики Алтай во исполнение статьи 2, Закона РА от 6.06. 2017 года № 37-РЗ «»О регулировании некоторых вопросов в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации в Республике Алтай и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Республики Алтай»
просим Вас вышеуказанные рекомендации взять на контроль и на очередной сессии Парламента дать оценку по каждому пункту рекомендации с учетом их исполнения или неисполнения Правительством Республики Алтай.
С уважением, Руководитель РОЭО РА «Сакральный Алтай» — З.Т. Тырысова; Руководитель Центра алтайской культуры МО «Усть-Коксинский район»и Аймак башчы филиала РОО «Алтай Курултай» — С.Б. Майманова; Председатель НКО «Ассоциация коренных малочисленных народов Республики Алтай» — А.Г. Сумачаков; Председатель НКО «Союз архитекторов Республики Алтай» — А.М. Кыдыев; Председатель РОО РА «Маадай — Кара» — Д.С. Кыхыева; Председатель НКО «Община КМН с Артыбаш «Алтын Кель» — Н.П. Корчуганова; Этно-фольклорный коллектив «Байлык» — С.И. Матина; Председатель семейно-родовой общины «Акчапай» — И.А. Сумачаков; Председатель семейной общины «Альчи» — Л.А. Туймешева. 18.12.2023г.

***
Вот такие обращения родились после того, как на днях в Горно-Алтайске Усть-Коксинский Центр алтайской культуры «Байлык Алтай» и РОЭО РА «Сакральный Алтай» провели семинар по теме «Сохранение и развитие историко-культурного наследия Республики Алтай». Далее мы подробно расскажем о том, что было озвучено на семинаре.
Как отмечают устроители, встреча прошла продуктивно, в тёплой, рабочей обстановке. Участие приняли представители Горно-Алтайска, Усть- Коксинского, Турочакского, Улаганского, Усть-Канского районов.

Открывая семинар, руководитель «Байлык Алтай», Аймак башчы районного филиала РОО «Алтай Курултай РА», а также руководитель Усть-Коксинского филиала «Сакрального Алтая» Светлана Майманова отметила, что первоначально подобное мероприятие прошло в Усть-Коксинском районе под эгидой «Байлык Алтай» совместно с Тос Торгоо, Курултаем алтайского народа, было решено провести семинар и в городе, куда приглашали всех желающих. Центр алтайской культуры «Байлык Алтай», по ее словам, создан в 2019 году и активно проводит различные мероприятия, связанные с традициями и обычаями алтайского народа: «Сегодня непростое время, а наша земля священна, поэтому из сегодняшнего семинара, думаю, вы возьмете что-то на вооружение».
Далее слово предоставили руководителю «Сакрального Алтая» Зинаиде Тырысовой. Она напомнила, что историко-культурное наследие оставлено предыдущими поколениями и нам нужно его сохранять и развивать, основываясь, как и в любой другой деятельности, на законах. Она предложила рассмотреть три федеральных закона в области историко-культурного наследия, пять региональных и три закона, касающихся органов местного самоуправления, а также заслушать ее краткий анализ и рекомендации Правительству РА.

Зинаида Танышевна начала с Федерального закона «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов РФ» от 25.06.2002 №73-ФЗ (последняя редакция).
Было отмечено, что объекты культурного наследия (далее ОКН) народов РФ представляют собой уникальную ценность для всего многонационального народа РФ и являются неотъемлемой частью всемирного культурного наследия.
Что регулирует данный закон? Отношения в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны ОКН народов РФ; реализует конституционные права народов и иных этнических общностей, каждого человека в РФ на сохранение и развитие своей культурно-национальной самобытности, защиту, восстановление и сохранение историко-культурной среды обитания, защиту и сохранение источников информации о зарождении и развитии культуры; на доступ ОКН и обязанность заботиться о них; устанавливает порядок формирования и ведения единого государственного реестра ОКН народов РФ; гарантирует сохранность ОКН народов РФ в интересах настоящего и будущего поколений многонационального народа РФ; обеспечивает госохрану, которая является одной из приоритетных задач органов госвласти РФ и госвласти субъектов РФ и органов местного самоуправления.
Что означает ОКН? Объекты недвижимого имущества (включая объекты археологического наследия) («Люди говорят — ой, курганы сыплются, что делать, к кому обращаться? К федералам, они контролируют это») и иные объекты с исторически связанными с ними территориями, произведениями живописи, скульптуры, декоративно-прикладного искусства, объектами науки и техники и иными предметами материальной культуры, возникшие в результате исторических событий, представляющие собой ценность с точки зрения истории, археологии, архитектуры, градостроительства, искусства, науки и техники, эстетики, этнологии или антропологии, социальной культуры и являющиеся свидетельством эпох и цивилизаций, подлинными источниками информации о зарождении и развитии культуры.
Говоря о видах ОКН, Зинаида Тырысова подчеркнула, что это не только памятники и ансамбли, но и достопримечательные места ( «В наше время это проблема, сюда подходят сакральные места») — созданные человеком, или совместные творения человека и природы, в том числе места традиционного бытования народных художественных промыслов; центры исторических поселений или фрагменты градостроительной планировки и застройки; памятные места, культурные и природные ландшафты, связанные с историей формирования народов и иных этнических общностей на территории РФ, историческими (в том числе военными) событиями, жизнью выдающихся исторических личностей; объекты археологического наследия; места совершения религиозных обрядов; места захоронений жертв массовых репрессий; религиозно-исторические места. В границах территории достопримечательного места могут находиться памятники и (или) ансамбли. «Таким образом, ФЗ-73 позволяет сегодня через культурные и природные ландшафты, связанные с историей формирования народов и иных этнических общностей на территории РФ, защищать наши сакральные места. Напомню, что сакральные места представляют экологическую ценность как ключевые экологические точки, от которых зависит среда жизнедеятельности определенной большой территории, они несут и культурное значение в плане почитания, особого отношения», — подчеркнула Тырысова.
Регистрируется ОКН в системе Единого государственного реестра объектов культурного наследия народов РФ. Отсутствие в реестре сведений — не основание для несоблюдения требований настоящего закона.
ОКН может быть федерального значения, регионального и местного (муниципального) значения — это объекты, обладающие историко-архитектурной, художественной, научной и мемориальной ценностью, имеющие особое значение для истории и культуры муниципального образования. «Вот у нас в районах, где компактно проживают алтайцы, культовое здание, сооружение — аил наш. Зачастую нарушаются традиции архитектуры — так, мы строим дверь в аиле строго на восток или юг. Сейчас уже появляются постройки, где входная дверь на запад или север. Это муниципалитеты вправе принимать свой нормативно-правовой акт по алтайской архитектуре, человек должен обратиться — вот мой земельный участок, вот дом, я хочу построить аил где мне удобно, и архитектор должен подсказать, как сделать правильно, с сохранением всех традиций», — на примере пояснила докладчик.
Далее она рассказала, что под госохраной ОКН понимается помощь правовая, организационная, финансовая, материально-техническая, информационная и так далее. «Органы местного самоуправления должны это предусмотреть. Вообще, когда вы читаете закон, если прописаны полномочия органа власти, то следующим пунктом параллельно должно идти бюджетное обеспечение. А заложить что-то в бюджет или нет — это работа органа МСУ и депутатов», — говорила Зинаида Танышевна, — если же посмотреть региональный бюджет и бюджеты районов, думаю, по этой части мы там увидим «бублики», хотя в законе все прописано».

Инна Жулаева,
продолжение следует

Post by admin

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *