Законы о культурном и нематериальном наследии. Как применять и на что обратить внимание

Законы о культурном и нематериальном наследии. Как применять и на что обратить внимание

В конце прошлого года в Горно-Алтайске Усть-Коксинский Центр алтайской культуры «Байлык Алтай» и РОЭО РА «Сакральный Алтай» провели семинар по теме «Сохранение и развитие историко-культурного наследия Республики Алтай».
Как отмечают устроители, встреча прошла продуктивно, в тёплой, рабочей обстановке. Участие приняли представители Горно-Алтайска, Усть- Коксинского, Турочакского, Улаганского, Усть-Канского районов. Открывая семинар, руководитель «Байлык Алтай», Аймак башчы районного филиала РОО «Алтай Курултай РА», а также руководитель Усть-Коксинского филиала «Сакрального Алтая» Светлана Майманова отметила, что первоначально подобное мероприятие прошло в Усть-Коксинском районе под эгидой «Байлык Алтай» совместно с Тос Торгоо, Курултаем алтайского народа, было решено провести семинар и в городе, куда приглашали всех желающих. Центр алтайской культуры «Байлык Алтай», по ее словам, создан в 2019 году и активно проводит различные мероприятия, связанные с традициями и обычаями алтайского народа: «Сегодня непростое время, а наша земля священна, поэтому из сегодняшнего семинара, думаю, вы возьмете что-то на вооружение».
Далее слово предоставили руководителю «Сакрального Алтая» Зинаиде Тырысовой. Она напомнила, что историко-культурное наследие оставлено предыдущими поколениями и нам нужно его сохранять и развивать, основываясь, как и в любой другой деятельности, на законах. Она предложила рассмотреть три федеральных закона в области историко-культурного наследия, пять региональных и три закона, касающихся органов местного самоуправления, а также заслушать ее краткий анализ и рекомендации Правительству РА.
— Закон также предоставляет права общественным организациям, каждому гражданину право на доступ, право содействовать органам власти, это статьи 7 и 8. Какие права предоставляются субъекту? Это очень большие полномочия. Федеральный центр передал субъекту несколько своих полномочий за исключением введения Единого государственного реестра и за исключением государственной экспертизы федеральных объектов. Полномочия субъектов — какие? Республика Алтай — это субъект Российской Федерации, значит, раз в регионе госпрограмма, то такая же программа в районах должна быть, это всё по вертикали идёт. Следующее — обеспечивается госохрана объекта культурного наследия регионального значения. Реестр должен быть, госконтроль должен быть за объектами регионального значения. Особое внимание обращаю — мы к этому ещё вернёмся — органы власти субъекта должны обеспечить региональным органам власти исполнение закона…
Далее, особое внимание предоставлено органам субъекта государственной власти в предусмотрении, защите, согласовании проектов в генплане. В каждом генплане должен быть пункт «историко-культурное наследие». Например, по Катандинскому сельскому поселению когда мне тоже обратились жители, я посмотрела проект внесения изменения в их генплан поселения, мы поработали и предложили включить в генплан несколько объектов историко- культурного наследия и сход это принял решение. На сегодня в их генплане это есть.
Далее Зинаида Танышевна коснулась такого явления как историко-культурные заповедники регионального значения и процитировала закон (ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов РФ» от 25.06.2002 № 73-ФЗ (последняя редакция)): «Какими полномочиями наделены органы местного самоуправления в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны ОКН?
Сохранение, использование и популяризация ОКН, находящихся в собственности МО; госохрана ОКН местного (муниципального) значения (например, комиссия по охране историко-культурного наследния); определение порядка организации историко-культурного заповедника местного (муниципального) значения; обеспечение условий доступности для инвалидов ОКН, находящихся в собственности поселений, муниципальных округов или городских округов; иные полномочия, предусмотренные настоящим ФЗ и иными ФЗ (Статья 9.3).
До 2018 года, со слов бывшего директора АУ РА «Агентство по культурно-историческому наследию Республики Алтай» Ойношева Василия Петровича, до ликвидации регионального органа который занимался этими вопросами историко-культурного наследия, в каждом районе была штатная единица — специалист был.
Цитата: «Федеральный госконтроль осуществляется федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным Правительством РФ. Его предметом является соблюдение юрлицами, ИП и гражданами в отношении ОКН федерального значения, его зон охраны, защитных зон в соответствии с законными требованиями, включая соблюдения требований: охранных обязательств собственников или иных законных владельцев ОКН; к содержанию и использованию ОКН, его сохранению и обеспечению доступа к ОКН; к градостроительным регламентам в границах территорий зон охраны ОКН, достопримечательного места с учетом особых режимов использования земель; содержащиеся в разрешительных документах, выданных федеральным органом охраны ОКН и региональными органами охраны ОКН; к проведению работ по сохранению ОКН, в том числе о соответствии работ согласованной проектной документации и разрешению на проведение работ по их сохранению; к осуществлению деятельности в границах территории ОКН, его зон охраны и защитной зоны; в границах территории достопримечательного места с особым режимом использования земельного участка, водного объекта или его части, в границах которых располагается объект археологического наследия; к обеспечению доступности для инвалидов объектов социальной, инженерной и транспортной инфраструктур и предоставляемых услуг; меры по обеспечению сохранности ОКН, включенного в ЕГР ОКН народов РФ; меры по обеспечению сохранности ОКН, предусмотренные проектной документацией на строительство, реконструкцию, капремонт объектов капстроительства, на проведение работ по сохранению ОКН».
То есть, все это прописано, входит в госконтроль. Должно быть положение, разработанное органом, который занимается историко-культурным наследием — на каком основании проводить госконтроль, госэкспертизы за состоянием и по выявлению новых объектов и постановке их в единый Государственный реестр. То есть, здесь госконтроль очень хорошо даётся, как и региональный контроль, закон чётко определяет, что федералы могут контролировать, какие объекты, а что регионалы или муниципалы могут контролировать, особенности контроля также даны отдельной статьей, какие права имеют должностные лица по объектам культурного наследия».
Зинаида Танышевна отметила как закономерность: «Если есть госпрограмма, она проходит процедуру утверждения — например, у нас Госсобрание ее принимает, КСП проверяет. Когда ее приняли, параллельно идет бюджетное обеспечение. Не бывает голой программы. Бюджетное законодательство работает на основании принятых программ, есть ведь и районные программы, помимо федеральных и региональных. Вот у вас, например, достопримечательное место — святая гора, охранная зона ее — это вы можете и в сельском поселении или в районе как культурно-заповедное место сделать.
Конечно, невозможно всё запретить и сидеть, нет, люди должны строиться где-то, бизнес-объекты возводить,где-то другие объекты, хозяйственные, в статье 12 в данном законе это очень чётко прописано.
Следующая очень интересная статья — 13-я. Я считаю что она даёт возможность местным людям… Так, какие льготы предоставляются физическим или юрлицам, вложившим свои средства в работы по сохранению объектов культурного наследия? Они имеют право на льготную арендную плату.
Например, взял человек в аренду участок, а на нем расположен объект культурного наследия. Пользуясь нормой этого №73-ФЗ, он имеет право на льготную аренду земли: «Порядок установления льготной арендной платы и ее размеры в отношении ОНК, находящихся в федеральной собственности, определяются Правительством РФ. В отношении ОНК, находящихся в собственности субъектов РФ или района, льготная арендная плата и ее размеры определяются органами госвласти субъектов РФ или представительными органами муниципальных образований (райсовет) в пределах их компетенции.
Владеющее на праве аренды ОНК, находящимся в федеральной собственности, либо земельным участком, в пределах которых располагается объект археологического наследия, и обеспечившее выполнение работ по сохранению данного объекта в соответствии с настоящим ФЗ, имеет право на уменьшение установленной арендной платы на сумму произведенных затрат или части затрат. Порядок предоставления указанной компенсации и ее размер определяются договором аренды».
А вот статья 14 — » Являющиеся собственником ОНК федерального значения, включенного в ЕГР ОНК народов РФ, либо пользующееся им на основании договора безвозмездного пользования и производящее за счет собственных средств работы по его сохранению, имеет право на компенсацию произведенных им затрат при условии выполнения таких работ. Размер компенсации определяется в соответствии с ФЗ о федеральном бюджете и входит в федеральную госпрограмму сохранения и развития культуры».
Зинаида Тырысова отметила, что льготу могут получить как физические, так и юридические лица. Кроме того, льгота распространяется и на тех, кто взял участок с ОКН, находящимся в неудовлетворительном состоянии.
— Какие льготы предоставляются физическим и юрлицам при передаче в аренду ОНК, находящихся в неудовлетворительном состоянии? По итогам аукциона на срок до 49 лет с установлением льготной арендной платы предоставляется аренда. Порядок предоставления в аренду ОНК, находящихся в неудовлетворительном состоянии, относящихся к федеральной собственности, устанавливается Правительством РФ. Обязанность арендатора — в течение семи лет со дня передачи указанного ОНК в аренду провести работы по его сохранению. В случае неисполнения арендатором указанного условия договор подлежит расторжению. Сдача в субаренду ОНК не допускается. Может быть установлена льготная арендная плата для ОНК, относящегося к собственности субъекта РФ, в соответствии с порядком, определенным законами или иными нормативными правовыми актами субъектов РФ. Может быть установлена льготная арендная плата для ОНК, находящихся в неудовлетворительном состоянии, относящихся к муниципальной собственности, в соответствии с порядком, определенным нормативными правовыми актами представительных органов МО.
Обращаю ваше внимание на то, что все должно быть документально оформлено — то, что объект находится в неудовлетворительном состоянии, акт проверки. Но вот человек, например, услышал, понял, пошел оформить документы, обязуясь следить за объектом, чтобы ему за это льгота была — а органа-то теперь такого нет, кто бы за это отвечал…
Думаю, если информацию об этом всем, льготной арендной плате, до людей донести, они уже будут бережнее относиться, может быть, информационный стенд сделать о том, что за объект, почему охраняется и так далее. К тому же, законом установлен режим зоны охраны. Например, границы защитной зоны для памятника в черте населенного пункта — 100 метров; для памятника вне границ населенного пункта — 200 метров. В этой зоне ничего нельзя строить.
Возвращаясь к вопросу достопримечательных мест, Сделаем акцент на две статьи, которые, на мой взгляд, установили нормы защиты сакральных мест, представляющих интерес и ценность с точки зрения этнологии и экологии:
1. ст. 56.4 — в достопримечательных местах допускаются ограничения при градостроительстве (святая гора или целебный источник — строиться нельзя), лесопользовании, включая требования к видам разрешенного использования земельных участков, к хозяйственной деятельности (например, пасти скот). Вот целебный источник аржан суу, один человек может прийти помолиться согласно своим традициям, а другой просто воду взять. 2. ст. 57 — на основании заключения историко-культурной экспертизы допускается создание историко-культурных заповедников, представляющих собой выдающийся целостный историко-культурный и природный комплекс, нуждающийся в особом режиме содержания, которые могут быть федерального, регионального и местного (муниципального) значения.
Кто сакральными местами озабочен — обратите внимание на эти две статьи.
За нарушение настоящего ФЗ должностные лица, физические и юрлица несут уголовную, административную и иную юридическую ответственность в соответствии с законодательством РФ (статья 61).
***
Далее перешли к Федеральному закону от 20.10.2022 №402-ФЗ «О нематериальном этнокультурном достоянии Российской Федерации», некоторые пункты которого вступили в силу чуть больше года назад. Цели его — создание правовых и организационных основ для обеспечения культурной самобытности всех народов и этнических общностей РФ и сохранения этнокультурного и языкового многообразия. Настоящий Федеральный закон направлен на реализацию конституционного права каждого на участие в культурной жизни и пользование учреждениями культуры, на доступ к культурным ценностям и конституционной обязанности каждого заботиться о сохранении исторического и культурного наследия. Среди прочих понятий, конечно, остановились на базовом, что такое нематериальное этнокультурное достояние (далее НЭД) — нематериальное культурное наследие народов РФ как совокупность присущих этническим общностям РФ духовно-нравственных и культурных ценностей, передаваемых из поколения в поколение, формирующих у них чувство осознания идентичности и охватывающих образ жизни, традиции и формы их выражения, а также воссоздание и современные тенденции развития данного образа жизни, традиций и форм их выражения. Также выступающая проговорила, что такое этническая общность, кто такие носители и хранители НЭД.
По мнению Зинаиды Танышевны, закон необходимо дорабатывать, возможно, этому поспособствует и наш регион.
— Согласно федеральному законодательству, нематериальное этническое достояние может быть федерального, регионального и муниципального значения. Например, учитывая специфику в субэтнических вопросах, возможно создать нематериальное этнонаследие муниципального значения. Возьмем алтайский язык. Он состоит из диалектов. Есть литературный язык, который считается государственным языком Республики Алтай, кроме него есть диалекты коренных малочисленных народов Республики Алтай — туба, куманды, чалканду, теленит. Поэтому в муниципальных уставах района это, на мой взгляд должно быть зафиксировано, что в муниципальном районе, например, Турочакском, считается нематериальным объектом этнического достояния туба диалект. Теленгит диалект — Улаганский район, Кош-Агачский районы — там специфика своя. Соответственно, принимается муниципальная программа, в которой закладываются деньги для языка. Это богатство народа, это наследие, этническое разнообразие, — говорила руководитель «Сакральнорго Алтая». — Это может быть нематериальным этническим достоянием муниципального, местного значения.
Она напомнила, что при правительстве Александра Бердникова кое-какая работа в данном направлении была начата, в том числе этим занималась и Наталья Екеева. Есть реестр объектов НЭД и для желающих она выразила готовность им поделиться.
Подробно про эти и другие законы по данной тематике можно узнать на ютуб-канале РОЭО «Сакральный Алтай» (https://www.youtube.com/@user-od8gw1ph7q).

Подготовила Инна Жулаева

Post by admin

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *