Осторожно, мошенники!

Осторожно, мошенники!

На всех углах народ предупреждают об участившихся случаях телефонного мошенничества. В частности, о попытках воспользоваться вашими счетами в банке. И самое страшное то, что мошенники буквально набили руку и подняли свое воровство на крайне высокий уровень. В результате, на их уловки и я сама чуть не попалась.

Несмотря на то, что я, как мне казалось, все про это знаю, и регулярно умничаю и наставляю старшее поколение. Несмотря на то, что я буквально неделю назад слушала аудио про это. На нем какой-то молодой человек в разговоре с таким вот разводилой долго делал вид, что разводится, а потом жестко поглумился над звонящим. В результате несостоявшийся вор перешел на ругань и маты, не выдержали нервишки. Я посмеялась, мысленно выразила свое уважение автору записи, и все равно чуть не стала жертвой.

А потому сегодня приведу разговор с желающими поживиться чужими деньгами достаточно подробно, чтобы вас не удалось зомбировать, как меня, и не получилось втереться в доверие. Итак, несмотря на то, что звонок потупил далеко не с номера 900, я продолжила диалог – первая ошибка! Не делайте так!

Фиксирую данные

Молодой человек на том конце представился финансовым отделом Сбербанка России. Далее он начал говорить о том, что в обработку банка попала операция по моей карте на перевод денег 5900 рублей на имя Кузнецова Николая Викторовича. Я услышала знакомую фамилию и уже прониклась доверием к диалогу.

Далее «специалист» спросил:

— Подскажите, данную операцию проводите вы самостоятельно?

Я изначально была насторожена, пыталась уточнить, с какого конкретно счета была предпринята попытка списать деньги. Молодой человек ответил и назвал карту с началом 4276. Хотя, если припомнить, банковские работники никогда не уточняют номер карты по первым цифрам, только по последним!!! Все последние цифры карт я знаю, а первые вот нет. Этот неожиданный вопрос усыпил бдительность и заставил меня пойти проверять свои карты.

Не все карты я нашла и решила зайти в Сбербанк-онлайн. «Специалист» терпеливо ожидал на том конце телефона. Оказалось, что у меня нет такой карты, о чем я и сказала. После этого был сделан еще один ход конем и меня спросили, не оставляла ли я сегодня заявки на выпуск дебетовой карты. Я ответила отрицательно. Далее последовал вопрос:

— Вам сообщения с номера 900 поступают корректно?

Я ответила, что пробоем не наблюдалось. И надо отметить, что горе-специалист после каждого моего ответа произносил фразу: «Фиксирую данные». И это, знаете ли, как-то тоже с каждым разом смягчало мою настороженность.

Далее мне было сказано, что на мой телефон сейчас придет сообщение о выпуске новой карты, которое я раньше не получила. И следом посыпались вопросы о том, где я могла оставить паспортные данные: в салоне связи, в микрофинансовой организации, еще где-то. Я сказала, что могла оставить хоть где, например, на сайте Госуслуги.

А специалист продолжал:

— Вижу, что вы являетесь активным пользователем Сбербанк-оналйн. Скажите, вы никому доступ в него не передавали? Пароль в компьютере не сохраняли?

Засыпает разум

После каждого вопроса я отвечала и слышала в ответ: «Фиксирую данные». И тут «финансовый отдел» снова вернулся к теме смс с номера 900. Я посмотрела на телефон и действительно обнаружила смс в привычном поле с операциями по карте с каким-то кодом.

Потом уже настоящий специалист банка мне пояснил, что мошенники просто указали мой номер для операций по своей какой-то карте, и поэтому смс пришла мне на номер. От самого этого действия для них толка не было бы, но после смс «из банка» у человека вообще засыпает разум.

Далее «специалист» констатировал, что они установили мне смс-информирование, и продолжал задавать вопросы, не останавливаясь:

— Вы какие-то операции сегодня совершали? Карту отвязывали? Когда снимали деньги с банкомата, не обращали внимания на дополнительные устройства на нем: накладная клавиатура, камера в неположенном месте?

То есть таким образом собеседник втягивал меня все дальше и дальше в диалог, устанавливал все более крепкий контакт, чтобы «рыбка с крючка» не сорвалась, и делал это вполне успешно, я вам скажу. И тут я решила вернуть разговор к моменту попытки перевода денежных средств с моей карты, о чем звонящий, казалось бы, вообще уже забыл. В ответ мне объяснили, что деньги пытались перевести с якобы моей новой выпущенной карты:

— Кто-то на ваши паспортные данные выписал карту. И они могут через нее получить доступ к другим картам. Я вас после ряда вопросов, которые помогут понять, где были скомпрометированы ваши личные данные, передам в руки старшему специалисту. Уже с ним отклоните все незаконные действия по лицевому счету.

Специалист на специалисте

Кстати, вот это нарочитое подчеркивание, что есть специалист и младший и старший, я осознала тоже только потом. Таким образом, у меня четко складывалась иерархия в голове: что сейчас мной занимается один специалист, потом другой, все серьезно вроде как.

И в результате далее случилось невиданное. После обращения ко мне: «Возможно, у вас еще вопросы остались», я резко начала выдавать информацию о своих картах и номерах телефонов, к ним привязанных. Мне уже казалось, что это звонящий все мне говорил, что он мне предоставляет информацию обо мне, а не я ему.

Ну, и видимо, чтобы я не очнулась, дальше вновь посыпались вопросы. Хотя, казалось бы, зачем?! Блокируйте карту, да и все, спасайте человека! Но нет. Меня спросили, теряла ли я ранее пластиковые носители, снова спросили, заполняла ли заявки на Госуслугах, с мобильного или с компьютера, подключалась ли к общедоступным вайфай-соединениям. Ну, и в довесок сообщили, что по поводу сайта Госуслуги поступает много заявок. И далее поступило предложение:

— В таком случае давайте сверимся? Какой активный баланс должен фиксироваться по вашей дебетовой карте?

Далее «специалист» назвал мой день рождения, еще какую-то информацию, и поскольку он заикался, я фактически еще сама за него все говорила. Ну и дальше вспоминать стыдно. Я, по сути, столько ему понарассказывала: где, у кого, какие карты были, есть, что как. Где детские лежат рассказала, где еще что-то.

«Я окончательно с вами запутался»

Затем молодой человек уже начал использовать мою информацию и задавать вопросы по остаткам на картах, о которых я говорила. В какой-то момент звонящий заявил: «Я окончательно с вами запутался», но даже это меня не насторожило. Запутала мошенника и не заметила, а лишь спросила, переведены ли все-таки деньги с моего счета и как удалось меня «спасти».

На это мне последовал ответ:

— Ваши расходные операции фиксируются по Алтайскому краю, а попытка совершить перевод была с города Уфа, что нетипичный для вас шаблон платежа, поэтому сработала система. И так как мы допустили возможность компрометации основного финансового номера, мы с вами связались по дополнительному номеру.

И не важно, что на тот момент я уже почти десять лет жила в Республике Алтай, а не в Алтайском крае, я на это уже даже внимания не обратила.

— И что мы можем сделать? — спросила я.

Перед тем, как ответить, «банковский работник» задал еще один вопрос, заставляя меня ему отвечать:

— А вы заявку на оформление потребительского кредита оформляли? А в какие-то банки в течение года обращались?

Далее мне дали понять, что как только я отвечу, меня «отдадут» старшему специалисту. О! Старший! И затем последовал вопрос:

— Скажите, вы процедуру верификации раньше проходили?

Я уточнила, кодовое ли слово он имеет в виду. На это мне пылко начали говорить, чтобы я ни в коем случае не называла ему как младшему специалисту ни кодовое слово, ни паспортные данные, ни ПИН-код от карты. Видимо, на каком-то этапе должен был появиться «старейший специалист», которому это все назвать вполне можно было бы.

После этого мне было предложено пройти какую-то там верификацию либо по номеру финансового договора, который я получала на руки при оформлении карты, либо по номеру активной карты. Договора никакого у меня, конечно, не было, и я, как полная идиотка, начала диктовать мошеннику номер своей карты по две цифры.

Тут остатки разума сделали попытку очнуться, и я, смеясь, спросила: «А вдруг вы меня обманываете?» На что мне резво ответили:

— Смотрите, я вам отправил смс с номера 900. Вам поступило смс с источника, куда приходят расходно-приходные операции.

Я расслабилась и ответила что-то утвердительное, и продолжила диктовать номер карты.

— Верификация успешно пройдена, – сказали мне и попросили ожидать подключения старшего специалиста. И я совсем не обратила внимания, что на том конце не заиграло характерной для переключения со специалиста на специалиста музыки. Просто тишина.

Тут на связи появилась некая Виктория, представившаяся старшим специалистом, и сообщила что-то о неправомерных действиях в отношении меня, что она видит, что я прошла верификацию в системе банка и затем снова начала задавать те же самые вопросы, что и молодой человек. И так получалось, что я со всем соглашалась. Сплошные «да», «да», «да» с моей стороны. Ведь Виктория уже обладала еще большей информации обо мне, которую я сама же и дала. А этот прием ведь еще цыгане на базаре в городе Барнауле использовали, чтобы убедить с ними пообщаться и погадать на будущее. Они изначально задают несколько вопросов, на которые вы с большой вероятностью ответите утвердительно, и уже дальше человек «на автомате» начинает со всем соглашаться.

Бесплатная страховка … только в мышеловке

К тому же, далее мне было сказано, что для моей карты будет установлено страхование. И данная страховка будет действовать на абсолютно бесплатной основе по той причине, что я подтвердила операции, которые фиксируются по моему лицевому счету. И действовать данное страхование должно было до того же срока, что и сама карта. По условиям этого страхования банк якобы обязуется вернуть денежные средства в полном объеме, если личные данные будут скомпрометированы или же карта будет украдена, утеряна.

И тут мошенница совершила первую ошибку. Точнее, это тоже был ловкий ход:

— Я вижу, карта у вас действует до 2024 года. Скажите, до какого месяца действует данный пластиковый носитель?

Я беру карту, называю месяц и соображаю, что год-то на карте моей другой, о чем я и сообщила Виктории. Она в свою очередь повторила последние цифры карты, которые я уже сказала до того «младшему специалисту» и поправилась на нужный год – угадала! (Там всего три варианта, как выяснилось). Ну и, конечно же, сказала, что оговорилась. Далее эта девушка продолжила закреплять мое доверие, спросив, уведомили ли меня, что ведется запись нашего разговора:

— На данном этапе я прошу никакую конфиденциальную информацию, паспортные данные, логин и пароль от личного кабинета мне не разглашать.

Позитивная новость располагает

То есть, потом явно был бы какой-то другой этап, видимо. Далее Виктория спросила, есть ли у меня листочек и ручка под рукой, и пока я их искала, мне было сказано, что мошенниками была подана заявка на кредитование на сумму 150 тысяч рублей, и она была одобрена. Я не заметила, как почему-то этому обрадовалась. Ведь мне дали такой большой кредит. Еще один способ расположить – быть источником положительной для человека новости.

Далее Виктория начала мне диктовать какие-то цифры, которые я покорно записала. По ее словам, это был номер страхового договора о страховании моей карты. В течение 14 рабочих дней, по ее словам, я должна была бы обратиться в филиал банка и забрать документы на бумажном носителе.

Забавно было бы, если бы я пришла в банк и начала требовать какой-то там договор. И меня, опять же, не насторожило, что подобную информацию банк прислал бы по смс, никто бы не стал заставлять писать ручкой.

И тут опять посыпались вопросы, хотя, казалось бы, сколько можно спрашивать. Что-то там про биометрию, про то, что мою карту блокируют, которую я не оформляла, и тут девушка совершила ошибку, упомянув мой адрес. И тут выяснилось, что никакого адреса, кроме города и края она не знает, да и регион-то не тот. И ведь даже в этот момент сомнения если и были, то где-то глубоко. И в результате, когда я усиленно начала выспрашивать, какая конкретно у них обо мне информация, связь прервалась.

И, надо сказать, спасла меня моя подруга, которой я параллельно с получасовым разговором писала о том, что меня пытались обворовать. Она заботливо предупредила, чтобы я не попалась на развод мошенников. Я изначально мысленно посмеялась, думая, что как раз мошенники «обломились», я же с банком разговариваю!!! Ну-ну. После окончания разговора я чуть было не начала перезванивать по городскому номеру, начинающемуся с кода Москвы, как вдруг меня озарило и я вспомнила, как не единожды слышала и читала, что звонки из банка поступают только с номера 900, а если уж и с многозначного, то с того, где много пятерок.

Также вспомнила, что в любой непонятной ситуации, касающейся счетов и карт, нужно просто самому перезвонить в банк, что я и сделала. Там мне быстро пояснили, что я беседовала с мошенниками, и в течение двух минут без моего согласия даже заблокировали карту. И никаких лишних вопросов.

Кстати подруга, которая меня спасла, в свое время как зомбированная все бросила и перевела часть денег с якобы взломанной карты непонятно на какой счет, пока не пришла в себя. И это вполне разумный человек, бухгалтер вообще. Уважаемые жители Республики Алтай, будьте бдительны! Расскажите об этом способе махинаций всем знакомым, особенно пожилым людям, которых очень легко напугать и ввести в заблуждение.

Полина Рябова

Post by admin

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *